Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология образования 51 в наличии только один компьютер, на котором обучение проходят несколько человек (студенты, школьники), в это же самое время родители студентов тоже вынуждены работать удаленно. Интересно, что хотя у большинства студентов переход на дистанционную форму образования не вызвал никаких трудностей, удовлетворенность этой фор- мой (поставив 4 и 5 баллов) выразили 35,5 % опрошенных. 32,9 % студентов удо- влетворены на 3; не удовлетворены – 31,6 %, т. е. практически треть студентов. В ответе на вопрос: «С какими трудностями вы столкнулись в процессе дистанционного обучения?» преобладают два варианта. 39,1 % студентов вы- брали ответ «сложность выполнения практических заданий», и почти 17 % – «недостаточное количество времени на взаимодействие с преподавателями». Практически одинаковое количество студентов (14–15 %) выбрали «отсутствие собственных технических возможностей для реализации процесса дистанцион- ного обучения на дому» и «недостаточное качество информирования об орга- низации и изменениях в образовательном процессе». Указанные ответы хорошо подтверждают выявление 12 % отпрошенных, у которых возникли трудности при переходе на дистанционную форму обучения. Среди существующих про- блем в разделе «прочие проблемы» студенты отметили: «медленный интернет», «плохое интернет-соединение», «плохое качество интернета», «нестабильные технологии для работы отдалённо», «не хватает взаимодействия с преподавате- лем в аудитории», «большинство заданий не адаптированы под смартфоны, до- ступа к компьютеру на карантине нет». Хочется отметить, что такие проблемы возникли не только у нас. Так представленные материалы пленарного доклада ректора университета г. Седли- це (Польша) на международной конференции Софийского университета, про- шедшей также в online-формате в сентябре 2020 года, подтвердили, что про- блемы очень похожи: «невозможность обеспечить ребенка оборудованием» от- метили 52 % опрошенных; «проблемы пропускной способности сети» – 71 %; «необходимость разделять технику с членами семьи» – 84 % [1, с. 143]. На вопрос: «Какие преимущества электронного обучения вы можете вы- делить?» не было предпочтительного ответа, предложенные варианты отве- тов были выбраны в равном соотношении: «исключение риска заражения ко- ронавирусной инфекцией» – 25,2 %; «обучение в комфортной и привычной обстановке» – 18,38 %; «возможность организации индивидуального темпа обучения» – 13,31 %; «гибкость организации учебного процесса» – 11,41 %; «возможность сохранения и повторного использования образовательного мате- риала» – 11,25 %. Интересно было увидеть, как распределились ответы на вопрос: «Какие за- дачи, с вашей точки зрения, решает электронное обучение?». 27 % – «развитие навыков самоконтроля»; 25 % – «возможность обучения в комфортной и при- вычной обстановке»; 22 % – «формирование навыков работы с большими объ- емами информации, развитие самостоятельности в поиске и использовании не- обходимых данных»; 18 % – «формирование мотивации к развитию и самооб- разованию». Указанные задачи, безусловно, очень важны и актуальны, так как результаты дистанционного обучения по сравнению с традиционным зависят от

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=