Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2020 50 Е. Г. Торина Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ Аннотация. В статье описано исследование, посвященное оценке адаптации студентов ТГПУ им. Л. Н. Толстого к дистанционной форме обучения. Проанализированы результаты анкетирования студентов. Ключевые слова: дистанционное обучение, студент, поколение, формы дистанционно- го обучения. В последние годы часто говорят о новом поколении Z, которое сильно от- личается от предыдущих и характеризуется уходом в виртуальную реальность. Ситуация, сложившаяся в образовании в 2020 году, когда все были вынуждены перейти на дистанционное образование, дала возможность оценить, как новое поколение относится к такой форме организации образования. Ожидаемо было увидеть результаты полного принятия этой формы, однако результаты оказа- лись неоднозначными. Для поколения Z характерно «клиповое сознание», они не могут сконцентрироваться и сосредоточить внимание на одном факте, для них свойственен мультипрограммный режим. Все эти проблемы обусловлены прежде всего тем, что молодые люди лучше владеют разнообразными инфор- мационными технологиями, быстро осваивают новые программы, получают информацию в основном из Интернета. Они находятся в привычной для них среде, на первый взгляд, все это должно способствовать их успешному обуче- нию в дистанционной форме, поэтому нам показалось интересным посмотреть на итоги анкетирования студентов. Для оценки адаптации студентов к новой форме обучения в университете было проведено анкетирование, включающее вопросы открытого и закрытого типа. Вопросы закрытого типа предлагали оце- нить высказывание по 5-балльной шкале (1 балл – совсем плохо, 5 баллов – очень хорошо). Анкета состояла из 15 вопросов, включающих в себя оценку организации дистанционного обучения, предложения по ее улучшению, выяв- ление возникших проблем и трудностей. Мы остановились на ответах студентов факультета математики, физики и информатики. Ответы на вопрос: «Оцените по пятибалльной шкале, как вы адаптировались к новым условиям обучения с использованием дистанционных технологий» (1 – совсем не адаптировался, 5 – адаптировался успешно) распре- делились следующим образом: 59 % оценили степень своей адаптации на 4 и 5, на положительную оценку в целом – 88 %. Таким образом, у подавляющего большинства студентов переход на дистанционную форму не вызвал никаких трудностей, однако нельзя забывать про 12 % студентов, у которых возникли реальные трудности. Не все студенты дома имеют стабильный Интернет, дома

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=