Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология образования 5 ковой и др. Решение названной методической задачи возможно в рамках как тра- диционных, так и новых дисциплин» [4, с. 456]. Формирование языковых компе- тенций в русском языке связано не только с обретением информации из области лингвокультурологии, но и c воспитанием высоконравственного и культурно про- свещенного человека. Именно в этом контексте образование школьников пони- мается как познание культуры. Путь к пониманию поставленной методической задачи возможен на уроках русского словесности. При помощи технологии диало- га культур ребенку проще понять связь человека и культуры. Преподавание, основанное на культурологическом подходе, реализует прин- ципы гуманитаризации и гуманизации образовательного процесса. Технология диалога культур помогает обеспечить учеников возможностью изучения разных сфер культуры, освоение ценностей бытия и духовности. Реальность, отраженная в художественной литературе, реализуется в диалоге, тем самым указывая на то, что диалогичность является одной из базовых характеристик культуры [2]. Суть урока диалога культур заключается в подготовке детей к формирова- нию и получению каждым своей собственной неповторимой индивидуально- сти. Занятия представляют собой поэтапное ознакомление с собственной уни- кальностью как личности,способствует самопознанию. Это возможно именно на уроках, где применяется соответствующая технология диалога культур. Ос- нову данной технологии составляет диалоговая ситуация. Формирование диалоговой ситуации включает в себя: – выстраивание вариативных композиционных и диалоговых линий; – анализ образовательного материала с ориентировкой на решение обще- образовательных проблем и конфликтов, путем решения поставленных вопро- сов и задач; – поиск «точек удивления», в которых формируется интеграция мышления в сознание и наоборот [3]. Диалог представляет собой также одну из важнейших форм организации урока. Существует несколько типов диалогов, которые могут происходить во время образовательного процесса: внутриличностный диалог, диалог как сред- ство общения, диалог культурных смыслов. Последний тип является самым ос- новным в построении соответствующей технологии. Анализ теоретических ас- пектов рассматриваемой проблемы позволяет выделить следующие элементы технологии диалога культур: 1. Определение показателя сформированности у учащегося воспринимать информацию и включаться в диалог; наличие уже сформированных познаний и представлений; навыка в речевой деятельности. 2. Обнаружение базовых вопросов и проблем, по которым можно реализо- вать данную технологию. 3. Постановка вопросов, основываясь на учебном материале. 4. Моделирование разнообразных путей осуществления диалога. 5. Обозначение ролей участников диалога. Педагог: продемонстрировав проблему, рассматривает ее варианты реше- ния, предложенные учеником, содействуя в применении различных форм логи- ки культур, руководствуясь культурной идеологией.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=