Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология образования 49 Для сплочения коллектива очень эффективно использовать спортивные игры в группах, разные эстафеты, разминки, соревнования. Игровая деятель- ность в них направлена на естественную форму взаимоотношения студентов, поддержка и взаимопонимание друг друга, воплощение возможностей. Игра позволяет увидеть результат и ошибки своих действий и действий других ре- бят, прийти к общему взаимодействию, сплоченности коллектива. В процесс физкультурной деятельности студент вступает в большое коли- чество социальных контактов, в результате которых он адаптируется к новым условиям и общению с новыми людьми. Рассмотрим для примера первую пару физической культуры для студентов первокурсников: Скорее всего, многие, а может быть все студенты первого курса будут чув- ствовать себя зажато и скованно, придя первый раз на занятие. Переживания бу- дут по поводу внешнего вида, правильно ли делают движения, как выглядят со стороны. У ребят появляется чувство беспокойства, зажатости и тревоги, но как только всех ребят выстраивают в одну шеренгу и просят рассчетаться по порядку, каждый начинает чувствовать себя частичкой этого большого коллектива. Далее, уже во время разминки каждый студент-первокурсник начинает себя проявлять, показывает свою физическую подготовленность, свои возможности, но все равно все задания он делает в коллективе, совместно со всей группой. К концу занятия чувство тревоги уже исчезает и на место него приходит чувство расслабленности после усталости от физической нагрузки. Также при- ходит чувство удовлетворения от сделанной работы, даже если это были совсем обычные упражнения. Из этого следует, что преподаватель по физической культуре может не только организовывать и контролировать процесс адаптации, но и ускорять его в процессе выполнения физической нагрузки. Физкультурная деятельность включает студентов во множество социаль- ных отношений, формирует в студенте открытость и помогает справиться со скованностью. Исследования показывают, что существует прямая зависимость между успехами студентов в физической культуре и его социальным статусом, так как при хороших или отличных показателях он приобретает авторитет. Физическая культура для студентов является не только оздоравли- вающим процессом, но и также имеет большую возможность социального раз- вития человека. При правильной организации физическая культура и спорт могут стать эффективным средством формирования целого коллектива, развитие у студен- тов социально значимых качеств личности. Физическое совершенствование способствует всестороннему развитию личности. Физическое воспитание студента обеспечивает укрепление, сохране- ние и поддержание здоровья, оказывает положительное влияние на качество учебного труда, работоспособность, способствует повышению эффективности процесса адаптации студентов к условиям обучения в университете.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=