Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология образования 45 7. Поскольку результат освоения навыка проектной работы, на наш взгляд, с лихвой перекрывает все сложности обучения данному дидактическому мето- ду, мы позволили себе предложить свое видение обучения проектной работе студентов педагогического вуза. Применение метода проектной работы, прежде всего, должно быть умест- ным и своевременным. В. С. Лазарев определяет проект «как особый способ постановки и решения проблем» и четко формулирует условия применения проектной работы. «Проектный способ решения проблем нужен: когда плохо определен образ желаемого результата, и его нужно спроектировать; когда воз- можно спланировать процесс достижения желаемого результата; когда су- ществует возможность контролировать и регулировать ход спланированных действий» [1, с. 11]. Характерной особенностью данного метода обучения является последова- тельность его этапов: формулирование проблемы, целеполагание, планирова- ние, выполнение работ, отчет с анализом полученных результатов. Очень важ- но максимально подробно проработать с будущими педагогами каждый этап проектной деятельности, чтобы исключить малейшее недопонимание. Этап «формулирование проблемы» Проблемной принято называть ситуацию, в которой есть несоответствие между тем, «что требуется» и «что есть реальности», а также непонятно, как устранить это несоответствие. Проблема может быть личной или обществен- ной, но она всегда должна быть реальной и актуальной. В идеале – иметь зна- чимый для ученика и студента характер. В этом случае сама проблема будет мотивировать его на поиски оптимального решения. Важно учитывать, что на то, чтобы правильно сформулировать, проблему, уходит значительное количество времени. Наша практика показала, что на этом этапе можно использовать такие методики как «Мозговой штурм», «Ост- ров» и «Проблемное моделирование». Адекватность постановки проблемы можно проверить, ответив на четыре вопроса: 1) Есть ли четкое понимание что требуется создать или улучшить? 2) Насколько актуальны необходимые изменения? 3) Обоснован ли перечень того, что требуется с точки зрения необходимо- сти и достаточности? 4) Показано ли несоответствие между тем, «что есть» и тем, «что требуется»? Таким образом, формулирование и анализ проблемы позволяет увидеть, что путь к решению проблемы существует. Далее поставленные проблемы имеет смысл оценить по критериям актуальности, масштабности, интересности, ресур- соемкости и трудности разрешения. Одним из наиболее эффективных методов на этом этапе мы видим SWOT-анализ, который позволяет увидеть сильные и сла- бые стороны, возможности и риски при выборе вектора решения проблемы. Этап «целеполагание» Цель – это максимально точное описание того, чего мы ходим достичь к определенному моменту времени. Поставить цель – значит спрогнозировать результат, который мы хотим получить при полноценной реализации разрабо-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=