Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2020 44 Ю. А. Селезнева, В. И. Афонский Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Аннотация. В статье рассматриваются вопросы обучения студентов проектной дея- тельности, поэтапно описывается процесс создания проекта с указанием на приемы и мето- ды, которые целесообразно использовать на каждом этапе. Ключевые слова: проект, проектная деятельность, этап реализации проекта, проблема, план, метод, решение. 1. Способность организовать свою жизнь как проект, во многом, определя- ет успешность человека в современном мире. Результаты исследований, прово- димых в России и за рубежом, говорят о том, что подавляющее большинство политических лидеров, успешных бизнесменов, титулованных спортсменов и известных представителей сферы культуры и искусства обладают проектным типом мышления. Знание и умение определить перспективу, привлечь необхо- димые ресурсы, разработать план действий и, выполнив его, оценить, насколь- ко удалось достичь поставленных целей. 2. Одной из задач современной школы является развитие проектного мыш- ления ребенка с помощью технологии проектной деятельности. Метод проектов был разработан еще в первой половине XX века и довольно широко применялся для организации самостоятельной работы учащихся. Однако на современном этапе внедрение проектной деятельности в школьную практику часто наталки- вается на значительные трудности. И, прежде всего, потому, что сами педагоги не всегда на должном уровне владеют этой технологией. 3. В процессе обучения студентов проектной деятельности мы столкнулись с тремя основными затруднениями. 4. Во-первых, из-за путаницы в терминологии происходит подмена поня- тий. Проектом называют подготовку доклада или реферата, различные виды исследовательской деятельности. Однако, собственно проектом является только работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение запла- нированного результата оптимальным способом. Элементы докладов, рефе- ратов, исследований, а также любых других видов самостоятельной работы школьников возможно использовать при обучении проектной деятельности как способы достижения результата при реализации того или иного проекта. 5. Во-вторых, у начинающих педагогов часто не хватает опыта и терпения для осуществления поддерживающего консультирования. Дать готовый анализ проблемы и предложить детальный план гораздо проще, чем научить анализи- ровать ситуацию, формулировать проблемы, выявлять риски и продумывать адекватные меры реагирования. 6. В-третьих, системная проектная работа требует значительного резер- ва времени.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=