Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология образования 41 А. С. Челноков, Е. А. Челнокова. Нами были выделены наиболее фундамен- тальные теории из их научного труда: – «особенностью и преимуществом данной технологии является концеп- ция, построенная на диалоговом обучении по принципу самостоятельного по- иска, обобщения, сравнения и анализа информации и за счет этого позволяет заинтересовать обучающихся, вовлечь их в образовательный процесс»; – «содержание данной технологии строится на решении определенного проблемного вопроса»; – «стимулируя разрешение проблемы, педагог снимает противоречия меж- ду требуемыми от обучающихся знаниями и имеющимся пониманием». Мы отмечаем правильность изложенной позиции авторов. Названная особен- ность является важной для интерактивных педагогических технологий [5, с. 48]. Проанализировав позицию Витвицкой Л. А. и Кузнецова В. В., которые также занимаются данным вопросом, нам хотелось бы выделить одно из глав- ных теоретических положений в их работе: «педагогические инновации, техно- логии …повышают преимущества проблемного и модульного обучения и при их интеграции образуют новое качественное состояние образовательного про- цесса в профессионально-педагогическом вузе. Инновационность в преподава- нии коррелирует с учебной деятельностью студентов – будущих бакалавров профессионального обучения» [3, с. 226]. Мы согласны с такой формулиров- кой. Она только подчеркивают все вышесказанное в данной статье. Делая промежуточный вывод, нам бы хотелось акцентировать на многооб- разии особенности инновационных разновидностей педагогических техноло- гий. Они касаются как организационных моментов (например, соответствие учебного процесса содержанию ФГОС по конкретному направлению профес- сионального образования), так и содержательных (например, активное исполь- зование диалового обучения). Их содержание свидетельствует о высоком уровне значимости вышеназванных элементов образования. Однако, несмотря на безусловную полезность интерактивных педагогиче- ских технологий, существует достаточно обширное количество проблем в их использовании. Они и будут анализироваться нами далее путем рассмотрения научных статей по указанному вопросу. Н. С. Белобородова и Н. А. Мельнико- ва, говоря о такой разновидности инновационных педагогических технологий, как дебаты, приводят следующие составляющие успешного их проведения: – формирование «умения работать с полученной из разных источников информацией, критически ее осмысливать, отстаивать свою точку зрения по изученной проблеме»; – развитие умения «вести спор в культурной форме»; – формирование уважительного отношения «к участникам дебатов» [1, с. 74]. Мы согласны с зафиксированной позицией. Все вышеуказанные поло- жения раскрывают проблему многозадачности преподавателя в процессе учебных занятий с применением таких технологий. Эта проблема является общей для всех разновидностей интерактивных технологий. В случае с инно- вационными, названная сложность не только не исчезает, но и прослеживается более явно.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=