Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2020 4 А. Ю. Анненкова, М. А. Кувырталова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИАЛОГА КУЛЬТУР Аннотация. Рассматриваются сущностные и теоретико-методологические аспекты проблемы проектирования учебного занятия, обосновываются возможности применения технологии диалога культур в контексте требований инновационного подхода к организации образовательного процесса. Ключевые слова: инновационные технологии, проектирование, лингвокультура, диалог культур, технология диалога культур. В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» делает- ся акцент на то, что все основные образовательные программы должны содер- жать в себе следующие задачи: быть направленными на создание культурной личности, быть применимыми при освоении ребенка в обществе, сформировать собственную гражданскую позицию [1]. Обучающимся необходимо владеть знаниями об окружающем мире, иметь представления о собственных умениях и талантах, адаптироваться в любой обстановке, а также иметь индивидуальные убеждения о себе, как об индивидууме, и о происходящих событиях и явлениях, воспринимая себя частью этого мира. Ученику нужно сформировать свою точ- ку зрения и мироощущение. Не владея этими свойствами, интеграция во внеш- ний мир будет проходить значительно труднее, потому что не будет сформиро- вано общего понимания о мире и о самом себе. Языковое содержание является одним из самых главных элементов учебного процесса и образовательной мо- тивации, поскольку способствует активизации всех процессов мышления, а также содействует определенной направленности личности на образователь- ную деятельность. Интерес является основной мотивацией для включения в процесс познания. Самый мощный мотивирующий фактор – новаторские методы обучения, отвечающие требованиям студентов к уникальности изучае- мого материала и вариативности заданий. Использование разнообразных твор- ческих и нестандартных методов обучения помогает закрепить языковые явле- ния в памяти, создать более устойчивые зрительные и слуховые образы, а также сохранить интерес и активность учащихся. Правильно подобранные техноло- гии, реализуемые педагогом во время учебного занятия, помогают не только усвоить изучаемый материал, но и получить новые знания в области лингво- культурологии, что помогает детям вступить в процесс идентификации с соб- ственной культурной средой. И. Ю. Токарева пишет: «Формирование культур- но-языковой компетенции связано не только с получением знаний из области лингвокультурологии, но и воспитанием духовного человека, опирается на раз- витие ряда смежных способностей: культуроведческой, коммуникативной, язы-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=