Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология образования 37 Л. В. Руднева, Т. В. Кирилина, М. В. Куликова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ В СФЕРЕ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Аннотация. В статье представлен опыт реализации программ повышения квалифика- ции и профессиональной переподготовки в сфере адаптивной физической культуры на фа- культете физической культуры. Раскрыто содержание некоторых программ и возможные пути их реализации и совершенствования. Ключевые слова: программы повышения квалификации, профессиональная переподго- товка, адаптивная физическая культура, контингент слушателей, факультет физической культуры. В настоящее время особую актуальность приобретает система профессио- нальной переподготовки (ППП) и повышения квалификации (ПК) педагогов и других специалистов, работающих с лицами с ОВЗ и инвалидами. Сложная демографическая ситуация, рост количества детей с ОВЗ и инвалидов вызывает необходимость разрабатывать и организовывать курсы, направленные на по- вышение уровня знаний и умений в работе с «особыми» детьми, в том числе и в области адаптивной физической культуры (АФК). Так на факультете физической культуры ТГПУ им. Л. Н. Толстого с 2015 гг. по 2020 гг. реализуются такие программы ПК как: «АФК для детей дошколь- ного и младшего школьного возраста», «Основы невербального общения (же- стовая речь) с детьми с нарушением слуха в практике работы педагога по адап- тивной физической культуре» (144 ч). Две программы профессиональной пере- подготовки «Адаптивная физическая культура в образовании) (500 ч) и «Адап- тивная физическая культура» (260 ч). Как видно из таблицы 1 курсы прошли повышение квалификации 20 слу- шателей, среди которых специалисты реабилитационных центров, педагоги образовательных центров и инструкторов – методистов по АФК, Стаж рабо- ты, которых в данных организациях колеблется от 3-х лет (5 чел) и свыше 3-х лет –15 чел. Так в программе ПК «Основы невербального общения (жестовая речь) с детьми с нарушением слуха в практике работы педагога по адаптивной фи- зической культуре» представлены такие модули как: «Обучение дактильной и жестовой речи», «Нормативно-правовые аспекты в работе с лицами с ОВЗ», «Организация образовательной деятельности по физической культуре детей школьного возраста», «Психологические аспекты невербального общения», «Развитие и функционирование дактильной и жестовой речи в сурдопедагоги- ческом процессе», «Проведение уроков АФК и спортивно-массовых мероприя- тий с глухими детьми» [1; 3].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=