Университет XXI века: научное измерение

Актуальные проблемы отечественной литературы и лингвистики 351 Познание маленьким мальчиком окружающего мира описывается В. В. Ве- ресаевым подробно, с детальным перечислением растений. Например: «В саду у нас много было яблонь, – и грушовки, и коричневые, и боровинки, и антонов- ки. Каждую мы, конечно, хорошо обглядели, знали наперечет чуть не каждое яблоко и часто с вожделением заглядывались на них» [1, V, 44]. Описание первого путешествия Викентия Смидовича и выезда его из горо- да в деревню наполнено «ароматом желтой сурепицы с темных зеленей овсов» [1, с. 48]. Это не единственный образ дороги, запечатленный писателем в «Вос- поминаниях». «Прежде всего, встают в воспоминании полевые просторы, мед- ленные волны по желтеющим ржам, пыльная полынь и полевая рябинка по кра- ям дороги. И запах луговых цветов, конского пота и дегтя, – этот милый запах летней дороги. И вольный теплый ветер в лицо» [1, с. 95]. Для В. В. Вересаева дорога всегда являлась символом простора, солнечного воздуха и воли. Не слу- чайно свою первую повесть, посвященную трагической несостоятельности идей народничества и описывающую людей, охваченных глубоким отчаянием от крушения идеалов, В. В. Вересаев назовет «Без дороги». Первая влюбленность у десятилетнего мальчика осталась в памяти «ков- ром спелой земляники с мелкими желтеющими листьями и крупными ягода- ми», «сияньем полного месяца над темными липами» [1, с. 53]. Будучи под- ростком, В. В. Вересаев сравнивает любовь с «тонким ароматом ландыша, вды- хаемого из улыбки, из мерцанья глаз, из пониженного голоса» [1, с. 185]. Опи- сывая впоследствии влюбленность в три девичьи образа, писатель и здесь при- бегает к природным метафорам: «Любовь была чистая и целомудренная, с нежным, застенчивым запахом, какой утром бывает от луговых цветов в ти- хой лощинке, обросшей вокруг орешником. Эти три девушки были для меня светлыми, бесплотными образами редкой красоты, которыми можно было только любоваться» [1, с. 183]. В. В. Вересаев и любуется ими, как любуется цветами, щедро употребляя для их описаниях цветочные аллегории. Характер- но и то, что в стихотворении «Раздумье», опубликованном в дамском иллю- стрированном журнале «Модный свет» в 1885 году, посвятив его одной из трех девушек и поэтически размышляя над ее будущей судьбой, Вересаев вновь об- ратится к метафоре из мира природы. «И мучит все меня один вопрос упорный: Что в будущем сулит роскошный твой расцвет, – Сокровища ль живые силы плодотворной, Иль только пышный пустоцвет?» [1, с. 241]. Анализируя «Воспоминания» В. В. Вересаева, можно сделать вывод о том, что описание природы становится одним из излюбленных приемов писателя, отражающих внутренний мир ребенка. Радость жизни переполняет Викентия Смидовича, оставившего мир дет- ства и входящего в мир отрочества. Описания природы становятся более раз- вернутыми, свободно перетекающими в осознание подростком своих внутрен- них перемен. Они подобны морю, стихийно накрывающими новыми ощуще- ниями. Это подтверждает лексическое наполнение, использованное писателем. «Только что кончились переходные экзамены из пятого класса в шестой. Стоял

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=