Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2020 350 В. Ю. Ткач Дом-музей В. В. Вересаева, филиал ГУК ТО «Объединение «Историко-краеведческий и художественный музей» СПЕЦИФИКА ДЕТСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ПРИРОДЫ В «ВОСПОМИНАНИЯХ» В. В. ВЕРЕСАЕВА Аннотация. В статье происходит анализ специфики восприятия природы В. В. Вересае- вым на основе его автобиографического произведения «Воспоминания. В юные годы». Уме- ние писателя-реалиста не только воспринимать, но и использовать природу в качестве одно- го из художественных приемов проявляется во многих его произведениях. Виды тульской природы тесно переплетаются с внутренним миром главных героев В.В. Вересаева, служат отражением их жизненных периодов и эмоциональных состояний. Ключевые слова: В. В. Вересаев, писатель-реалист, автобиографическое произведение «Воспоминания. В юные годы», усадьба Смидовичей, флористические аллегории, пейзажные зарисовки, природа как катализатор творчества. Произведения писателя-реалиста В. В. Вересаева затрагивают не только хронику происходящих в России исторических событий, не только раскрывают психологизм характеров и поступков литературных героев. В своих произведе- ниях писатель проявляет себя как настоящий художник, который наблюдатель- но передает красоту русской и, в частности, тульской природы. Рассказ «Загад- ка», основанный на переплетении внутреннего мира героя, окружающего его природного мира и творчества, цикл крестьянских рассказов с флористически- ми аллегориями, насыщенные пейзажи «Воспоминаний», схематичные пейзаж- ные зарисовки романа «В тупике» – все это свидетельствует о том, что В. В. Ве- ресаев является умным и наблюдательным художником, способным не только воспринимать, но и использовать природу в качестве одного из художествен- ных приемов в своих произведениях. Умение тонко чувствовать природу у будущего писателя развивалось с дет- ства. Рожденный в городской усадьбе с большим садом, В. В. Вересаев учился ви- деть красоту окружающего мира, прелесть и очарование Тульской природы. Родительский дом, окруженный большим садом – один из самых ярких образов, наполненных в детском сознании Викентия Смидовича красками и звуками окружающего мира. «Тихая Верхне-Дворянская улица, одноэтажные особнячки и вокруг них сады. У нас наверху – почти полевой воздух, море са- дов и весною в них – сирень, гулкие раскаты соловьиных трелей и щелканий. У папы на Верхне-Дворянской улице был свой дом, в нем я и родился. Сад вна- чале был, как и все соседние, почти сплошь фруктовый, но папа постепенно за- саживал его неплодовыми деревьями, и уже на моей памяти только там и тут стояли яблони, груши и вишни. Всё росли и ширились крепкие клены и ясени, всё больше ввысь возносились березы большой аллеи, всё гуще делались зарос- ли сирени и желтой акации вдоль заборов» [1, с. 12].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=