Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология образования 35 В-третьих, остается открытым вопрос о компетентности как студентов, так и преподавателей в области информационных технологий. Студенты, не владе- ющие в должной мере современной техникой видеосвязи, периодически «выпа- дают» из общения и пропускают часть информацию. Для включения их в учеб- ный процесс преподавателю приходится затрачивать время, чтобы помочь вос- становить логическую связь между тем, что студенты услышали, и тем, что они слышат, вновь включившись в работу. В-четвертых, никто не застрахован от нарушения работы сети интернет из- за перегрузки или каких-либо технических проблем. По данным, размещенным в интернете, 43 % российских пользователей сталкиваются с проблемами в ра- боте интернета несколько раз в неделю. Сбои во время учебных занятий нару- шают их нормальный ход, негативно влияют на интерес к занятиям и познава- тельную активность студентов. За время работы в онлайн-формате постепенно вырабатываются методы и приемы стимулирования активности студентов. Остановимся на некоторых из них, применяемых нами в процессе проведения различных занятий типов. Как известно, самой сложной в этом плане является лекция, на которой ак- тивность студентов невысока, снижена возможность обратной связи и учета индивидуальных особенностей студентов. Поэтому на лекциях в небольшой аудитории (для одной учебной группы) нами часто используется постановка вопросов и проблем, на которые отвечают конкретные студенты. Они приводят примеры, иллюстрирующие то или иное положение, правило, утверждение; вы- сказывают собственную точку зрения на обсуждаемый программный материал; вступают в дискуссию, когда мнения расходятся. Если дисциплина предусматривает достаточно большой объем занятий в форме лекций, заключительная лекция проводится как лекция-провокация, то есть лекция с заранее запланированными ошибками. На этой лекции студентам предлагается краткий обзор рассмотренного в семестре программного материа- ла, в который намеренно включены ошибки. Студенты должны обнаружить эти ошибки и исправить. Подобные лекции вызывают у студентов интерес, под- держивают устойчивое внимание, позволяют проверить приобретенные в тече- ние семестра знания. Чтобы ошибки не запоминались, лекция разбивается на несколько частей, чаще всего на три-четыре. После каждой части выявленные (и не выявленные) ошибки анализируются, озвучиваются правильные форму- лировки понятий и закономерностей, выводы и следствия, что предупреждает формирование у студентов ложных знаний. Семинарско-практические занятия проводятся нами в разных формах: – в форме беседы, когда задаются вопросы, включающие в общение всех присутствующих на занятии; – в форме заслушивания и обсуждения докладов, с которыми выступают несколько студентов; при этом другие студенты дополняют ответы выступаю- щих, задают им вопросы, выступают в качестве оппонентов, анализируют со- держание и качество докладов. При рассмотрении многих методических вопро- сов студенты, выступающие с сообщениями, задают вопросы аудитории, пред- лагают сокурсниками проблемные профессиональные ситуации и задачи, что

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=