Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2020 348 В танцах проявляется искренность и чувствительность натуры Наташи, это ви- дят и остальные, поэтому после вальса с князем Болконским Наташу постоянно приглашают другие кавалеры, «разглядевшие» ее. Сам бал «у екатеринского вельможи» представляет собой пример велико- светского бала начала XIX века. Л. Н. Толстой очень точно изображает подроб- ности бального ритуала. Праздник открывался полонезом (в романе его назы- вают «польский»), который к тому периоду времени вытеснил менуэт, считав- шийся до этого танцем-премьером. Бал открывает сам император Александр, который ведет хозяйку дома. Эта деталь полностью соответствует традиции и бальному этикету: если бал открывал император, то пару ему должна была составлять старшая по положению мужа присутствующая дама. В жизни Алек- сандру I часто такую пару составляла его невестка Александра Федоровна. Наташа, которую никто не пригласил на первый танец, чуть не плакала от обиды. Следующим танцем был вальс, который тогда считался танцем моло- дежным, не особенно приличным для старшего поколения. Они с Андреем бы- ли второй парой, вошедшей в круг после адъютанта-распорядителя и Элен Без- уховой. Наташа была так счастлива, что ее пригласили танцевать, так благодар- на за это князю Андрею, что вся ее душа отразилась в этом танце: «Князь Ан- дрей был одним из лучших танцоров своего времени. Наташа танцевала пре- восходно. Ножки ее в бальных атласных башмачках быстро, легко и независи- мо от нее делали свое дело, а лицо ее сияло восторгом счастия» [4, с. 587] . Состояние девушки автор подчеркивает одной фразой: «Наташа была так счастлива, как никогда в жизни. Она была на той высшей ступени счас- тья, когда человек делается вполне добр и хорош и не верит в возможность зла, несчастья и горя» [4, с. 587]. Ее счастье заражает князя Андрея, ему пере- дается ее жизненная сила, восторг, радость, он «почувствовал себя ожившим и помолодевшим» . Завершался бал обычно котильоном – веселым танцем, сочетавшим в себе элементы вальса, мазурки, галопа и некоторых других танцев. Его название происходит то ли от французского слова, переводимого как «юбка», то ли от другого французского слова, которым называли круговое построение в контр- дансах. Скорее всего, именно из контрданса и «вышел» котильон, включавший в себя множество самых разных фигур и движений. Он был веселым и непри- нужденным по своему характеру, при его исполнении пары обычно много раз- говаривали, могли шутить и дурачиться друг над другом. Так поступает и Бол- конский: «Один из веселых котильонов, перед ужином, князь Андрей опять танцевал с Наташей. Он напомнил ей о их первом свиданье в отрадненской аллее и о том, как она не могла заснуть в лунную ночь и как он невольно слы- шал ее» [4, с. 588]. В тексте романа Л. Н. Толстой еще будет возвращаться к описанию танцев, так как музыка во всех ее ипостасях очень важна для характеристики его лю- бимых героев или для создания у читателя нужного настроения, впечатления. Внимание писателя к музыкальным произведениям, в частности бальным тан- цам, говорит и о его любви к этому виду искусства, и о том, что по-настоящему тонкий и яркий человек не может быть равнодушен к музыке, не может не лю-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=