Университет XXI века: научное измерение

Актуальные проблемы отечественной литературы и лингвистики 347 стова, «отличавшаяся своей грациозностью» . Бал проходит в доме графа Без- ухова, танцуют на нем традиционные экосезы, англезы и «только что входив- шую в моду мазурку» . Танец появился в Польше в народной среде, даже свое название он полу- чил по наименованию народа мазуры, проживавшего в Мазовии. Он исполнял- ся парами в очень быстром и энергичном темпе, однако при этом движения ма- зурки отличались элегантностью и грациозностью. Мазурка быстро стала очень популярной благодаря композитору Шопену, многократно обращавшемуся к этому произведению. Мазурка считалась кульминацией бала, одним из самых важных танцев и самых сложных в исполнении. Особенно ценились в мазурке умелые кавале- ры, потому что мужские партии в мазурке были гораздо сложнее женских. Та- кого чудесного танцора, умеющего не просто танцевать мазурку, а чувствовать ее, изображает Л. Н. Толстой. Непревзойденным мастером исполнения этого танца является Василий Денисов, которого его приятель Ростов уговаривает потанцевать с Наташей. Автор подробно описывает, как ловко и самозабвенно танцует Денисов: «Выждав такт, он сбоку, победоносно и шутливо, взглянул на свою даму, неожиданно пристукнул одною ногой и, как мячик, упруго от- скочил от пола и полетел вдоль по кругу, увлекая за собой свою даму. Он не- слышно летел половину залы на одной ноге и, казалось, не видел стоявших пе- ред ним стульев и прямо несся на них; но вдруг, прищелкнув шпорами и рас- ставив ноги, останавливался на каблуках, стоял так секунду, с грохотом шпор стучал на одном месте ногами, быстро вертелся и, левою ногой подщел- кивая правую, опять летел по кругу» [4, с. 428]. Ключевое слово в описании танца Денисова – это глагол «летел», подчеркивающий легкость и изящество исполнителя. Даже Наташа, лучшая ученица Йогеля, умелая танцовщица, по- ражена мастерством партнера. «Что же это такое» – недоуменно и востор- женно говорит она. Для самой Наташи танец является одним из проявлений ее тонкой и чувст- вительной натуры, она очень органична в танце, душой понимает его. Толстой обращает на это внимание и при описании мазурки на балу у Йогеля, когда го- ворит о том, как девушке удается понимать своего партнера: «Наташа чутьем угадывала то, что он намерен был сделать, и, сама не зная как, следила за ним – отдаваясь ему. То он кружил ее на правой, то на левой руке, то, падая на колена, обводил ее вокруг себя и опять вскакивал и пускался вперед с такой стремительностью, как будто он намерен был, не переводя духа, перебе- жать через все комнаты; то вдруг опять останавливался и делал опять но- вое и неожиданное колено» [4, с. 428] . Так же тонко и умело будет она тан- цевать и на своем главном балу, где ее партнером станет будущий жених Андрей Болконский. Как следует из текста романа, первый взрослый бал очень важен для Наташи Ростовой, потому что он знаменует начало новой поры её жизни. Де- вушке так хочется, чтобы ее пригласили танцевать не только для того, чтобы ее заметили кавалеры, она живет в танце особой жизнью, отдает ему всю душу, а бал для нее – это возможность приоткрыть душу, подарить ее окружающим.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=