Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2020 346 Это любимый танец графа Ростова, «танцованный им еще в молодости» . Л. Н. Толстой говорит, что Данило Купор – это одна из фигур англеза, еще од- ного популярного в начале XIX столетия бального танца. Словом «англез» называли часто целую группу танцев, которые исполняли на праздниках по не- скольку раз подряд. Название свое танец получил от слова «английский», так как именовал самые разные английские народные танцы, на базе которых и по- явился в Европе примерно в XVII веке. В Англии он отличался живым характе- ром, веселой мелодией и легкостью движений партнеров. Возможно, своим происхождением он обязан французскому ригодону, который к тому времени вышел из моды. Ригодон также происходил из народных танцев (его исполняли провансальские крестьяне) и стал известен при французском дворе благодаря модному танцмейстеру Риго (с чьим именем, видимо, и перекликается название танца). Ригодон стал очень популярен в то время, когда во Франции была мода на все народное, отличался необычайной легкостью. Но, как и большинство танцев эпохи барокко, в конце XVIII он потерял свою популярность и испол- няться на европейских балах перестал. Данилой Купором называли русский танец, созданный на базе одной из фигур англеза. Название свое получил по наименованию танцевальной фигуры. Он тоже был легким и веселым, о чем свидетельствуют строки романа: «заслы- шались веселые, вызывающие звуки Данилы Купора, похожие на веселого тре- пачка» [4, с. 89]. Трепак (в варианте Л. Н. Толстого ласково – «трепачок») – это народная пляска в очень быстром темпе с постоянным притопыванием, название танца восходит к глаголу «трепать» в значении «топать, стучать ногами». Граф танцует очень хорошо ( «граф танцевал хорошо и знал это» ), в его движениях автор подчеркивает легкость и ловкость, стремительность его танца, своеобразный азарт: «Скорее, скорее и скорее, лише, лише и лише развертывал- ся граф, то на цыпочках, то на каблуках носясь вокруг Марьи Дмитриевны, и, наконец, повернув свою даму к ее месту, сделал последнее па, подняв сзади кверху свою мягкую ногу, склонив вспотевшую голову с улыбающимся лицом и округло размахнув правою рукою среди грохота рукоплесканий и хохота, осо- бенно Наташи» [4, с. 90]. В этом описании танца графа заметна ирония автора по отношению к герою: его движения в танце охарактеризованы глаголом «но- ситься» , а сам он все время потеет и отдувается. Этот танец он легко исполнял в молодости («…вот как в наше время танцевали» , – замечает он сам после то- го, как стихла музыка), а по прошествии лет делает это для того, чтобы порадо- вать своих гостей и любимую дочь. Наташа, которая, видимо, унаследовала от отца любовь к танцам, на этом детском балу тоже танцует, но автор не уделяет здесь ей внимания. Она станет героиней другого танцевального вечера, описанного во 2 томе произведения. Речь идет о 12 главе первой части, где рассказывается о танцах у знаменитого Йогеля. Петр Андреевич Йогель – реальное историческое лицо. Он выходец из Франции, открывший в Москве школу танцев, где давал частные уроки, а также учил танцевальному искусству воспитанников Университетского благородного пансиона, среди которых были В. А. Жуковский. А. С. Грибоедов, М. Ю. Лер- монтов. Его ученицей, причем весьма талантливой, становится и Наташа Ро-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=