Университет XXI века: научное измерение

Актуальные проблемы отечественной литературы и лингвистики 345 Н. М. Старцева Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого БАЛЬНЫЕ СЦЕНЫ В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР» * Аннотация. Статья посвящена роману Л. Н. Толстого «Война и мир», точнее сценам описания балов. Проанализированы особенности бального этикета начала XIX века, даны лингвокультурологические справки о каждом из изображаемых в произведении танцев, пока- зано, как связано танцевальное мастерство с характером того или иного героя романа. Ключевые слова: устаревшая лексика, лингвистический комментарий, происхождение слова, бальный этикет, бальные танцы. Известно, что Л. Н. Толстой был большим знатоком музыки, сам прекрас- но играл на фортепиано, с огромным удовольствием слушал не только инстру- ментальные произведения, но и пение цыган, и народные песни. В его доме в Ясной Поляне часто устраивали праздники с танцами, и сам хозяин садился за инструмент и охотно и с большим чувством играл танцевальные мелодии. Свои представления о грации, особенностях движений, связанных с особенностями личности того или иного героя, музыкальными предпочтениями и т. п. писатель отражает на страницах своих художественных произведений. Сразу же вспоми- наются описанные Л. Н. Толстым балы в рассказе «После бала» или романах «Анна Каренина» и «Война и мир». В «Войне и мире» эпизоды, где герои тан- цуют, конечно, играют очень важную роль для характеристики персонажей, но не менее интересны сцены балов сами по себе, так как помогают представить атмосферу и традиции праздников в России начала XIX века. В первом томе романа «Война и мир» рассказывается о праздновании име- нин матери и дочери Ростовых. Это большой прием, который, безусловно, не мог обойтись без танцев. Их наименования незнакомы современному читателю. Так, Л. Н. Толстой замечает, что граф Илья Андреевич появляется в зале для танцев «в середине третьего экосеза» . Экосезом называли один из традицион- ных танцев, исполняемых на балах и праздниках. Первое упоминание о нем от- носится к 1726 и встречается в сборнике Дозе «Первая книга контрдансов для четырех, шести и восьми человек» [1, с. 47]. Он восходит к старинным шот- ландским народным танцам типа кадрили. В начале XIX века в России он поль- зовался популярностью и регулярно исполнялся на балах. Однако хозяин дома, решивший сменить карточную игру на танцы, предпочитает другую музыку. Он «ударил в ладоши музыкантам и закри- чал на хоры, обращаясь к первой скрипке: – Семен! Данилу Купора знаешь?» [4, с. 88]. * Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-012-00008.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=