Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2020 340 тебя, матушка, – сказал девятилетний Петя, точно как будто он был старый бригадир », «Над ним было ясное голубое небо, и огромный шар солнца, как огромный пустотелый багровый поплавок , колыхался на поверхности молочного моря тумана», «На поле, как копны на хорошей пашне, лежало человек десять – пятнадцать убитых, раненых на каждой десятине места», «…разбросанные в разных комнатах гости, как встряхнутая рожь на лопате , столпились в одну кучу и остановились в большой гостиной у дверей залы», «Они вышли и прохо- дили до обеда, разговаривая о политических новостях и общих знакомых, как люди мало близкие друг к другу », «Он входил в гостиную своей жены, как в те- атр, со всеми был знаком, всем был одинаково рад и ко всем был одинаково рав- нодушен », «… так радостно и ново ему было на душе, как будто он из душной комнаты вышел на вольный свет божий », «Но через две недели после его отъез- да она, так же неожиданно для окружающих ее, очнулась от своей нравственной болезни, стала такая же, как прежде, но только с измененной нравственной фи- зиономией, как дети с другим лицом встают с постели после продолжительной болезни » и др. Обратим внимание, что элементарные сравнения в тексте романа могут быть представлены грамматически как сравнительными оборотами, так и прида- точными сравнительными предложениями. Элементарные сравнения в форме творительного падежа у Толстого всегда оригинальны: «…поднялась с ночлегов, загудела говором и заколыхалась и тро- нулась громадным девятиверстным холстом восьмидесятитысячная масса со- юзного войска», «С огромными своими неуклюже, несимметрично растопырен- ными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами». Безусловно, что все типы сопоставлений, использованные Толстым, зани- мают свое место в лингвопоэтике «Войны и мира». Важнейшие из них могут иметь подробные, многоаспектные и разносторонние интерпретации. Но даже употребление элементарных узуальных сравнений является результатом творче- ской деятельности писателя, чем упрочивается их положение в русском литера- турном языке. Литература 1. Виноградов, В. В. О теории художественной речи / В. В. Виноградов. – М.: Высш. школа, 1971. 2. Толстой, Л. Н. Варианты из второй и третьей редакций «Детства» / Л. Н. Толстой // Толстой, Л. Н. Полное собрание сочинений: В 90 т. / Л. Н. Толс- той. – М.: ОГИЗ, 1928. Т. 1. С. 152–224. 3. Толстой, Л. Н. Война и мир. Т. 1 / Л. Н. Толстой // Толстой, Л. Н. Собр. соч.: В 20 т. / Л. Н. Толстой. – М.: ГИХЛ, 1961. – Т. 4. 4. Толстой, Л. Н. Война и мир. Т. 2 / Л. Н. Толстой // Толстой, Л. Н. Собр. соч.: В 20 т. / Л. Н. Толстой. – М.: ГИХЛ, 1962. – Т. 5.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=