Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2020 338 дении Анатоля во время неудачного сватовства к княжне Марье Болконской в Лысых Горах. Третьей по частотности группой являются сопоставления внутри человече- ского общества: развернутые и особенно акцентированные автором уподобления различных сословий, социальных ролей, статусов людей и т. д. Подобные сопо- ставления важны главным образом для характеристики персонажей. Так, сопо- ставление с мельником выразительно объясняет в личности Кутузова отношение к военной показухе и штабной рутине: «Когда замолк однообразный звук голоса Вейротера, Кутузов открыл глаза, как мельник, который просыпается при пере- рыве усыпительного звука мельничных колес , прислушался к тому, что говорил Ланжерон…» [3, с. 355]. Сопоставление с влюбленным проявляет у Николая Ростова восторженное чувство к государю: «Но как влюбленный юноша дрожит и млеет, не смея сказать того, о чем он мечтает ночи, и испуганно оглядывается, ища помощи или возможности отсрочки и бегства, когда наступила желанная минута и он стоит наедине с ней, так и Ростов теперь, достигнув того, чего он желал больше всего на свете, не знал, как подступить к государю» [3, с. 389]. Сопоставление Осипа Алексеевича Баздеева с богачом, а Пьера – с бедняком точно характеризует распределение ролей в масонских ложах, что в итоге приве- дет первоначально очарованного масонством Безухова к разрыву с этим брат- ством: «Масон внимательно посмотрел на Пьера и улыбнулся, как улыбнулся бы богач, державший в руках миллионы, бедняку, который бы сказал ему, что нет у него, у бедняка, пяти рублей, могущих сделать его счастие » [4, с. 80]. Сопо- ставление солдата внутри своего подразделения с моряком на корабле объясняет ту обезличенность военных действий, отсутствие в них индивидуального разум- ного начала, которые составляли одно из важных положений авторской концеп- ции глобальных исторических событий. Вот фрагмент этого развернутого сопо- ставления: «Солдат в движении так же окружен, ограничен и влеком своим пол- ком, как моряк кораблем, на котором он находится. Как бы далеко он ни прошел, в какие бы странные, неведомые и опасные широты ни вступил он, вокруг него – как для моряка всегда и везде те же палубы, мачты, канаты своего корабля – все- гда и везде те же товарищи, те же ряды, тот же фельдфебель Иван Митрич, та же ротная собака Жучка, то же начальство» [3, с. 365]. Весьма важными для поэтики «Войны и мира» являются сопоставления со- стояний человека и явлений растительного царства. Хрестоматийными страни- цами эпопеи стали фрагменты об отрадненском дубе, с которым сопоставлялось самоощущение князя Андрея до и после того, как он услышал ночной разговор Наташи и Сони. Таким же ключевым воспринимается сопоставление утихающе- го горя с прорастающей сквозь ил травой (подобный путь пройдет не только Наташа, но и другие герои, которым война принесла потери и страдания). Вот выборочные фрагменты этого пространного сопоставления: «Душевная рана, происходящая от разрыва духовного тела, точно так же, как и рана физическая, как ни странно это кажется, после того как глубокая рана зажила и кажется со- шедшейся своими краями, рана душевная, как и физическая, заживает только из- нутри выпирающею силой жизни. Так же зажила рана Наташи. <…>

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=