Университет XXI века: научное измерение

Актуальные проблемы отечественной литературы и лингвистики 337 свернулся тот главный винт, на котором держалась вся его жизнь. Винт не входил дальше, не выходил вон, а вертелся, ничего не захватывая, все на том же нарезе, и нельзя было перестать вертеть его » [4, с. 75]. Надо отметить, что сопоставления Толстого могут быть многозначными. Точнее, одни и те же аспекты сопоставления могут актуализироваться примени- тельно к разным объектам. Так, пораженческие настроения, о которых говори- лось выше, ставятся Толстым по эмоциональной оценке в один ряд с субордина- цией в светском обществе, которая также сопоставляется с растекающейся во- дой: «…триста человек разместились в столовой по чинам и важности, кто по- важнее – поближе к чествуемому гостю: так же естественно, как вода разливает- ся туда глубже, где местность ниже» [4, с. 22]. Второй по частотности в романе «Война и мир» становится группа сопос- тавлений социального мира с миром животных. Следует заметить, что в даль- нейшем творчестве Толстого подобные сопоставления станут доминирующими, что будет характерно для его философских трактатов, рассказов «Русских книг для чтения», педагогических и публицистических сочинений. В «Войне и мире» значительную роль играет сопоставление наполеоновской армии с раненым зве- рем. Вот один из элементов этого развернутого в тексте третьего и четвертого томов эпопеи сопоставления: «Подобно смертельно раненному зверю, который, истекая кровью, зализывает свои раны, они пять недель остаются в Москве, ни- чего не предпринимая, и вдруг, без всякой новой причины, бегут назад…» [5, с. 304]. В концепции Толстого это сопоставление – ключ к пониманию бегства Наполеона из Москвы и причин гибельного пути назад по старой смоленской дороге всей французской армии. Столь же важным является сопоставление оставленной русскими Москвы с покинутым пчелами ульем. Это сопоставление Толстой концентрированно прочерчивает на протяжении двух страниц главы XX третьей части третьего то- ма. Вот небольшой фрагмент этого сопоставления: «Она была пуста, как пуст бывает домирающий, обезматочивший улей. В обезматочившем улье уже нет жизни, но на поверхностный взгляд он ка- жется таким же живым, как и другие. Так же весело в жарких лучах полуденного солнца вьются пчелы вокруг обезматочившего улья, как и вокруг других живых ульев; так же издалека пахнет от него медом, так же влетают и вылетают из него пчелы. Но стоит приглядеться к нему, чтобы понять, что в ульем этом уже нет жизни» [5, с. 286–287]. В толстовской трактовке исторических событий правильность и неизбеж- ность оставления Москвы мотивирована в том числе и приведенным сопоставле- нием: улей покинут – дорожить им нет никакого смысла. Сопоставления из животного мира важны и для понимания отдельных ха- рактеров толстовских героев. Например, Анатоля Курагина: «Он был убежден, что как утка сотворена так, что она всегда должна жить в воде, так и он со- творен богом так, что должен жить в тридцать тысяч дохода и занимать всегда высшее положение в обществе. Он так твердо верил в это, что …» [4, с. 370]. Еще раз подчеркнем, что подобные сопоставления значимы для всего текста эпопеи. Так, ретроспективно данный фрагмент многое объясняет в пове-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=