Университет XXI века: научное измерение
«Университет XXI века: научное измерение» – 2020 336 сути настрой реформаторов, их чуждость практическому опыту, действительным проблемам и людям, хорошо с такими проблемами знакомым. Подобных примеров в романе много. Поэтому очевидно, что сопоставления Толстого, их логика и языковое оформление нуждаются в систематизации. Объектами сопоставления для Толстого чаще всего служат поведение и ха- рактеры героев романа (включая действующих на его страницах конкретных ис- торических лиц), бытовые, социально и государственно значимые ситуации (включая те, которые основаны на действительных событиях), сам исторический процесс в его целостном проявлении, отдельных фрагментах, частях, механиз- мах, причинно-следственных связях и т. д. То есть (и это вполне естественно и объяснимо) Толстой сопоставляет с чем-либо социальный мир. Сами сопостав- ления нужны для того, чтобы сделать этот мир и его трактовку автором более понятными читателю, чтобы раскрыть то, что было неявно, чтобы устранить ложные и стереотипные представления о человеческом обществе и его устрой- стве, которые сформировались у читателя под воздействием расхожих мнений, моды, догм, идеологии. Гораздо реже объектом сопоставления выступает вещ- ный мир и мир природы: предметы, продукты человеческой деятельности, жизнь животных, растений, географические реалии и т. п. И эти две названные группы, что также вполне объяснимо логически, выступают предметами (содержательным наполнением) сопоставления друг для друга. В «Войне и мире» самым частотным предметом сопоставления социального мира является мир вещный. Роман начинается с уподобления салона Анны Пав- ловны Шерер заведенному часовому механизму. Аналогичное сопоставление имеет в трактовке Толстого и исторический процесс: при рассказе об Аустерлиц- ком сражении, а затем и при анализе событий Отечественной войны 1812 года Толстой последовательно говорит о «медленном передвижении всемирно- исторической стрелки на циферблате истории человечества» [3, с. 349]. Это со- поставление носит развернутый характер и занимает, например, в XI главе тре- тьей части первого тома романа около страницы. Из других предметных сопоставлений отметим сопоставление наступления и отступления армий с движением столкнувшихся шаров: «Ни то, ни другое вой- ско не распадаются, но русское войско непосредственно после столкновения от- ступает так же необходимо, как необходимо откатывается шар, столкнув- шись с другим, с большей стремительностью несущимся на него шаром; и так же необходимо (хотя и потерявший всю свою силу в столкновении) стреми- тельно разбежавшийся шар нашествия прокатывается еще некоторое прост- ранство » [5, с. 304], а также сопоставление настроения солдат отступающей армии с разливающейся по лощине водой: «… сознание совершающегося бес- порядка и бестолковщины… передается необыкновенно верно и быстро разли- вается, незаметно и неудержимо, как вода по лощине» [3, с. 366] или кометы 1812 года (глазами Пьера) со стрелой, «вонзившейся в землю». Для точного представления читателю всех жизненных исканий Пьера авто- ру необходимо следующее предметное сопоставление: «О чем бы он ни начинал думать, он возвращался к одним и тем же вопросам… Как будто в голове его
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=