Университет XXI века: научное измерение

Актуальные проблемы отечественной литературы и лингвистики 335 Между тем, как мы уже отметили, важно в этом аспекте не столько соб- ственно сравнение, сколько сопоставление. Именно сопоставление является ча- стью того целостного художественного авторского построения, каким выступает текст романа-эпопеи «Война и мир». Любое сопоставление (а оно, как правило, у Толстого достаточно развернуто текстуально) вписывается в поэтику произве- дения в двух плоскостях – вертикальной и горизонтальной относительно нарра- тивного движения. Сопоставление, во-первых, важно в каждом конкретном эпи- зоде и непосредственно для него. При этом, во-вторых, оно «отсветом» ложится на предыдущее и последующее повествование. Вспомним, например, сопостав- ление, возникающее в шутливой беседе Наташи Ростовой с матерью о влюблен- ности Бориса: «Только не совсем в моем вкусе – он узкий, такой, как часы сто- ловые … Вы не понимаете?.. Узкий, знаете, серый, светлый … – Что ты врешь! – сказала графиня. Наташа продолжала: – Неужели вы не понимаете? Николенька бы понял… Безухов – тот синий, темно-синий с красным, и он четвероугольный » [4, с. 216]. Разумеется, здесь отражен психологический трогательно-комический эле- мент доверительного, еще полудетского, наивного разговора дочери с матерью, показывающий особую фазу взросления героини, когда темы обсуждения стано- вятся уже взрослыми, а уровень и формы (включая языковые) их осмысления остаются еще подростковыми. Но, кроме этого, приведенное сопоставление кор- релирует с предшествующим и последующим изображением характеров Бориса Друбецкого и Пьера Безухова: первый «всегда затянут в корсет» светских моды и оценок, закрыт, беспристрастен и равнодушен по отношению к людям; второй благороден по состоянию души, добр, угловат внешне, но естествен и честен. Такая характеристика Бориса подкрепляется и другими сопоставлениями. Например, в восприятии Николая Ростова: « Глаза Бориса , спокойно и твердо глядевшие на Ростова, были как будто застланы чем-то, как будто какая-то заслонка – синие очки общежития были надеты на них » [4, с. 158]. Аналогична роль сопоставлений в репрезентации глазами князя Андрея жизни Сперанского и его ближайшего окружения: «Еще из передней князь Ан- дрей услыхал громкие голоса и звонкий, отчетливый хохот – хохот, похожий на тот, которым смеются на сцене » [4, с. 231]; «За столом разговор ни на мгнове- ние не умолкал и состоял как будто бы из собрания смешных анекдотов » [4, с. 232]; «Он [князь Андрей] несколько раз желал вступить в разговор, но всякий раз его слово выбрасывалось вон, как пробка из воды; и он не мог шутить с ними вместе » [4, с. 233]. Вполне очевидно, что Толстой конкретно в этом фрагменте текста показывает, насколько неуютно чувствует себя князь Андрей в доме Спе- ранского, что он не стал для Сперанского и его друзей своим человеком, что еще недавно бывшему на грани жизни и смерти, потерявшему жену князю Андрею трудно войти в легкий и беззаботный мир «интеллектуального салона» государе- ва любимца и т. д. Но вместе с тем приведенные сопоставления «работают» и го- ризонтально – на весь текст эпопеи, на ее ключевые идеи: они изобличают несе- рьезность, изначальный легко-игривый, театральный, а значит искусственный по

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=