Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2020 334 Д. А. Романов Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ЛОГИКА И ЯЗЫК ТОЛСТОВСКИХ СОПОСТАВЛЕНИЙ В РОМАНЕ «ВОЙНА И МИР» * Аннотация. Работа посвящена изучению лингвистической поэтики романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир». Предметом рассмотрения становятся сопоставления, выполня- ющие в произведении не только конкретно-эпизодические, но и текстоорганизующие, идейно- концептуальные функции. Предлагается типология сопоставлений как лингвопоэтического приема в творчестве Толстого. Ключевые слова: художественный текст, лингвистическая поэтика, сопоставление, срав- нение, семантика. В лингвопоэтике эпопеи «Война и мир» особое место занимают сопоставле- ния. Мы принципиально отказываемся от термина сравнение в обобщающем (применительно к стилю всего романа) значении, потому что собственно сравне- ние есть частный и самый простой вид сопоставления, представляющего собой один из ядерных приемов языкового (и шире – идейно-концептуального) постро- ения произведения. Сопряженность различных сфер бытия, характеров, событий, эпох и проч., и проч. волновала Толстого на протяжении всего его творчества. Механизмы этого сопряжения и художественные эффекты его литературного воплощения находились в актуальном внимании писателя с середины 1850-х гг. Рассуждая о своих первых творческих опытах и осмысливая их на фоне европейской (в частности, французской) традиции, Толстой замечал: «Сравнение – одно из естественнейших и действительнейших средств для описания, но необходимо, чтобы оно было очень верно и уместно, иначе оно действует совершенно проти- вуположно. Воображение – такая подвижная, легкая способность, что с ней надо обращаться очень осторожно. Один неудачный намек, непонятный образ, и все очарование, произведенное сотнею прекрасных верных описаний разрушено. Автору выгоднее выпустить десять прекрасных описаний, чем оставить такой намек в своем сочинении» [2, с. 177]. В. В. Виноградов, говоря о трудностях анализа «целостной структуры словесно-художественного произведения и ее элементов в их направленности к единству целого», отмечал особую роль сравнения в контексте целостности ли- тературного текста [1, с. 36]. Ученый приводил в качестве примера сравнения Толстого, которые в структуре произведения позволяют читателю получить наиболее точное и верное представление о явлениях действительности, положе- нии дел, характере героев и т. д. * Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-012-00008.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=