Университет XXI века: научное измерение

Актуальные проблемы отечественной литературы и лингвистики 333 Поэтому для выделения каузативных глаголов отношения в лексике старо- славянского языка необходимо проверять наличие у лексемы в данном контек- сте комплекса свойств: 1. Наличие у глагольной лексемы объекта, на который непосредственно направлено действие. В этом случае роль объекта может выполнять лексема, стоящая в форме винительного падежа без предлога: свободити кого,чьто.. (вин. пад.) и т. п. Но возможны исключения: обладатн цhмь,чимь.. (твор. пад) и т. п. 2. Подверженность данного объекта идеальному, нематериальному воз- действию со стороны субъекта: пр_д_ сынъ чловhчьскы•да пр_мир_тъ родъ нашъ къ богq (Клоц) и т. п. 3. Возможность изменения объекта в идеальном плане (изменение психи- ческого состояния, структуры и т. п.). Или возможность возникновения нового «положения дел в реальной действительности», т. е. второй, рефлексивной пропозиции: пристроити-примhсити с#. Сопоставление контекстов приводит к выводу о том, что соотношение данных лексем как каузатива – рефлексива является вполне реальным: ди"кониса...пристроити къ вьсhчьстhи црькъви (Супр) и _ съподоби и пакы житью людьи твоихъ • примhсити с# (Евх). Ввиду того что лексика старославянского языка экстралингвистически ограничена составом классических старославянских памятников, перечис- ленные признаки следует применять в неразрывной связи друг с другом, так как рефлексив часто не имеет самостоятельного лексического выражения: поработити, истьлити и т. п. В то время как в русском языке для выделения каузативных глаголов определяющим признаком является наличие рефлексива (с точки зрения лексики) или второй пропозиции (с точки зрения синтаксиса): мучить – мучиться; обманывать – обманываться и т. п. По указанной причине трудным представляется выделение преобладающего типа конфигураций «каузатив – рефлексив» в лексике старославянского языка. Наблюдения за лексикой старославянских памятников показывают, что в сфере каузативных глаголов отношения наличествуют конфигурации типа: каузатив – одна лексема, рефлексив – не имеет самостоятельного лексического выражения; каузатив и рефлексив – разные лексемы, но одного корня: веселити - веселити с# . Литература 1. Старославянский словарь (по рукописям X–XI вв.): Ок. 10 000 слов / Э. Благова, Р. М. Цейтлин, С. Геродес [и др.]; Под ред. Р. М. Цейтлин, Р. Вечерки и Э. Благовой. – М.: Рус. яз. – 1-е изд. – 1994; 2-е изд., стер. – 1999. 2. Переверзев, К. А. Семантика каузации на фоне лексической и пропозицио- нальной типологий / К. А. Переверзев // Вопр. языкознания. – 1996. –№5. – С. 107–119. 3. Пронина, Е. В. Глагольная лексика старославянского языка в системном рассмотрении: Моногр. / Е. В. Пронина. – Тула: Изд-во ТулГУ, 2007.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=