Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2020 330 тельны» [1, с. 275–276]. Несмотря на то, что Дракон «объедает» горожан, Шар- лемань и другие жители не жалуются, так как убеждены: «Пока он здесь – ни один другой дракон не осмелится нас тронуть» [1, с. 276]. В данной пьесе Дракон предстает перед нами в образе человека (вот как автор описывает в ремарке его первое появление: «...не спеша в комнату входит пожилой, но крепкий, моложавый, белобрысый человек, с солдатской выправ- кой. Волосы ежиком. Он широко улыбается. Вообще обращение его, несмотря на грубоватость, не лишено некоторой приятности» [1, с. 277]) и лишь в исклю- чительных случаях принимает свой подлинный облик летающего ящера. Пра- витель, в котором жители города видят «великого воина», «удивительного стратега» и «великого тактика» [1, с. 275], очень напоминает Благодетеля из романа Е. И. Замятина «Мы» или Большого Брата из произведения Дж. Оруэлла «1984». Дракон жесток и груб, но не глуп и не примитивен; он презирает лю- дей, но тонко чувствует их психологию и умеет пользоваться их слабостями. В антиутопии всегда есть герой, который вступает в конфликт с системой. В сказке Е. Л. Шварца таким персонажем является странствующий рыцарь Ланцелот. Так реализуется в пьесе мифологический мотив драконоборчества, что восходит к еще одной типологической черте антиутопии – развенчание ми- фа. Когда страшное чудовище наконец повержено, казалось бы, свобода и справедливость должны теперь восторжествовать, но пьеса Шварца на этом не заканчивается: на смену Дракону приходят другие (не менее страшные) пра- вители – Бургомистр, который объявляет себя победителем чудовища, и его сын Генрих. А спасшемуся после битвы Ланцелоту приходится доказывать, что это именно он совершил подвиг. Таким образом, использование элементов фан- тастики и мифа служит раскрытию абсурдности социального устройства. Одной из центральных проблем антиутопии является духовная деградация человека в условиях насилия. В сказке Шварца Ланцелот так характеризует жи- телей, превратившихся за годы правления чудовища в молчаливых свидетелей его преступлений: «Дракон вывихнул вашу душу, отравил кровь и затуманил зрение» [1, с. 283]. И даже сам коварный правитель убежден, что город населя- ют «глухонемые», «продажные», «окаянные души» [1, с. 298], за которые не стоит умирать. И действительно, во время битвы рыцаря с Драконом горожане не только не помогали, но даже пытались жестоко подшутить над героем, вооружив его железным тазом вместо щита и справкой о том, что единственное в городе копье находится в ремонте. Так постепенно в пьесе раскрывается основная мысль: Дракон не только распоряжается жизнями горожан, он жи- вет в каждом из них, и чтобы избавиться от дракона, нужно, прежде всего, убить его в себе. Таким образом, в сказке Е. Л. Шварца «Дракон» за фантастическим оформлением ясно прочитывается социально-политический подтекст, что дела- ет ее больше похожей на злободневное сатирическое произведение, в котором без труда узнаются реалии времени, что дает основание отнести это произведе- ние к жанру антиутопии.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=