Университет XXI века: научное измерение

Актуальные проблемы отечественной литературы и лингвистики 329 Г. С. Миронова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ЧЕРТЫ АНТИУТОПИИ В СКАЗКЕ Е. Л. ШВАРЦА «ДРАКОН» Аннотация. Статья посвящена сказке Е. Л. Шварца «Дракон», сочетающей в себе чер- ты нескольких литературных жанров. Автор обращается к тексту пьесы с целью выявления в ней элементов жанра антиутопии (изображение негативной модели общественной системы, конфликт человека и государства, духовная деградация человека в условиях насилия и т. д.). Ключевые слова: антиутопия, сказка, миф, конфликт, фантастика. Антиутопия – литературный жанр, состоящий в изображении обществен- ного строя, представляющегося автору нежелательным и даже пугающим (не- случайно синонимом антиутопии является термин «дистопия», что дословно означает «плохое место»). По справедливому замечанию исследователя: «Наря- ду с утопической мыслью, в литературе отражалась и ее… теневая сторона – сомнение в наилучшем устройстве общества, в социальном и научно-техни- ческом прогрессе, ироничное, злое порой осмеяние и человека – создателя уто- пий, и острова – символа идеальных утопических государств» [2, с. 28]. Анти- утопия отрицает возможность построения совершенного общества и предска- зывает, что любые попытки воплотить это в жизнь неизбежно ведут к катаст- рофическим последствиям. Классическими образцами жанра антиутопиии являются «Мы» Е. И. Замятина, «О дивный новый мир» О. Хаксли, «1984» Дж. Оруэлла, «451º по Фаренгейту» Р. Бредбери. Пьеса-сказка Е. Л. Шварца, созданная в 1943 г., в строгом смысле антиутопией не является, но некоторые черты этого жанра в ней можно обнаружить. Одним из признаков антиутопии является создание негативной модели общественного устройства, которая тем не менее в восприятии людей, населя- ющих созданный писателем мир, предстает в идеализированном виде. В пьесе Е. Л. Шварца действие происходит в городе, которым уже 400 лет правит Дра- кон, наложивший на его обитателей дань: каждый год он уводит к себе в пеще- ру одну из девушек. Горожане пытались бороться с Драконом первые 200 лет, но все попытки были безрезультатными, а затем и вовсе прекратились. В итоге люди привыкли к такой жизни, ведь «единственный способ избавиться от дра- конов – это иметь своего собственного» [1, с. 276], и постепенно в их сознании возникло идеализированное представление о правителе. Так, архивариус Шар- лемань считал Дракона добрым, так как «восемьдесят два года назад» он из- бавил город от холеры («дохнул своим огнем на озеро и вскипятил его» [1, с. 275]) и цыган (правда, Шарлемань «в жизни… не видал ни одного цыгана», но по рассказам Дракона, против которого цыгане выступали «в первые годы его власти», знает, что «это люди страшные», ведь «они — враги любой госу- дарственной системы», чьи «песни лишены мужественности, а идеи разруши-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=