Университет XXI века: научное измерение
«Университет XXI века: научное измерение» – 2020 322 Удивительно избирательна и память бабушки. Она рассказывает в мель- чайших подробностях о том, как «живали…в старину» [1, с. 219], но зачастую не помнит весьма значимых событий недавнего прошлого: «как начнёт, бывало, свои россказни про времена елизаветинские да екатерининские – всё до по- дробности расскажет, а французского погрому не помнила, хоть и вывезли её из Москвы за пять часов до вступления Наполеона» [1, с. 215]. При этом бабушка совершенно не помнит наполеоновского нашествия и самого Наполеона : «Да кто он такой был?...Танцовщик аль гувернёр, может, статься?.. Император? .. Грех над бабушкой смеяться… Смотри-ка, что взду- мал! Нашёл у французов императора!..» [1, с. 215]. Внук с большим интересом слушает её истории из жизни замечательных персон прошлого – восемнадцатого – века. Этих историй две: «Сергей Михай- лович» и «Настенька Боровкова». В обоих текстах временные планы меняются по ходу повествования по нескольку раз, переходя от рассказов бабушки о 18 или даже 17 веке к сегодняшним диалогам бабушки и внука. Бабушка рассказывает сначала о Сергее Михайловиче Чурилине – «нема- ловажной персоне», «беспримерном человеке» [1, с. 221], без участия которого не решалось ни одно дело в городе Зимогорске, у которого «везде были благо- приятели», который «всё мог сделать, что только душе его угодно» [1, с. 232]. Рассказ перемежается воспоминаниями и рассуждениями бабушки, причём временные планы в этих рассказах смешиваются и даже путаются: она расска- зывает о том, как внук разбил табакерку «генерал – аншефа» Пильнева и отец его за это «высек…Нет, постой. … – перепутала я, это папеньку твоего за таба- керку-то высекли… Так…ты тогда ещё не родился» [1, с. 219]. Не менее интересна для внука история о Настеньке Боровковой. Эту исто- рию бабушка рассказывает как свидетельница, а иногда участница событий. Например, бабушка, рассказывая о Настеньке, вспоминает и о своей жизни: «Молодёхонька ведь я замуж-то шла…, всего по четырнадцатому годочку…» [1, с. 235]. Рассуждения бабушки о передовых взглядах Настеньки вызывают её осуждение и в ретроспективе, и в современном состоянии: «Всю молодёжь дев- ка перепортила – такая зловредная стала…И посты, и всё отбросила…Вот что значит философские-то книги!..Ты их не читай, Андрюша». Таким образом, с точки зрения временной организации текст рассказа «Ба- бушкины россказни» представляет собой многомерное, прерывистое и обрати- мое повествование. Литература 1. Мельников, П. И. (Андрей Печерский). Бабушкины россказни / П. И. Мель- ников (Андрей Печерский) // Мельников, П. И. (Андрей Печерский). Рассказы и по- вести / П. И. Мельников (Андрей Печерский). – М.: Правда, 1982. – С. 214–259. 2. Николина, Н. А. Поэтика русской автобиографической прозы: Учеб. по- собие / Н. А. Николина. – М.: Флинта; Наука, 2002.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=