Университет XXI века: научное измерение

Актуальные проблемы отечественной литературы и лингвистики 321 М. Ю. Барабанова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого СПЕЦИФИКА ВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕКСТА В РАССКАЗЕ П. И. МЕЛЬНИКОВА (АНДРЕЯ ПЕЧЕРСКОГО) «БАБУШКИНЫ РОССКАЗНИ» Аннотация. В статье на материале рассказа П. И. Мельникова (Андрея Печерского) «Бабушкины россказни» рассматриваются специфические временные характеристики текс- та – одномерность и многомерность, непрерывность и прерывность, обратимость и необ- ратимость. Ключевые слова: временная организация текста, одномерное – многомерное, непре- рывное – прерывное, обратимое – необратимое время в тексте. П. И. Мельников (Андрей Печерский) – выдающийся русский писатель, ис- торик, этнограф. Многие его произведения основаны на автобиографическом ма- териале. Одно из них – рассказ «Бабушкины россказни», написанный в 1858 году. В текстах прозаического характера «время характеризуется набором при- знаков, важнейшими из которых являются одномерность – многомерность (наличие нескольких временных планов в тексте), непрерывность – прерыв- ность (дискретность), обратимость – необратимость» [2, с. 272]. Одномерность, непрерывность и необратимость предполагают «последовательное использова- ние одного временного плана в тексте» [2, с. 272]; многомерность, прерыв- ность, обратимость означают «наличие нескольких временных планов» [2, с. 272], которые постоянно перемежаются в тексте. В рассказе «Бабушкины россказни» повествование ведётся от первого ли- ца, каковым является рассказчик – внук, который расспрашивает бабушку (точ- нее, «прапрабабушку» [1, с. 214]) о прежних временах и прежнем житье. По- этому ещё одним рассказчиком является сама бабушка. Бабушка обращается со временем достаточно свободно. Рассказчик гово- рит, что кончила она «жизнь далеко за сотню годов от роду», но «на старости лет …хватила греха на душу – молодилась. Бывало, бабушке всё восьмой деся- ток в доходе. Лет двадцать пять доходил – так и не дошёл» [1, с. 214]. Бабушка рассказывает о разных событиях своей жизни, и внук постоянно «ловит» её на противоречиях во времени. Например, на вопрос о годе рождения бабушка отвечает, что не помнит го- да, но рассказывает о событиях, произошедших тогда. На реплику внука «да ведь этому больше ста лет» бабушка недовольно возражает: «Сто лет!… Эк, что сморозил!...семьдесят восемь либо семьдесят семь – это может статься, а ты уж гляди-ка что махнул!…Сто годов!» [1, с. 214]. В другом месте рассказа бабушка ещё уменьшает свой возраст: «Разве го- ды мои великие? Шестьдесят восемь либо шестьдесят семь – разве это большие годы?» [1, с. 234].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=