Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2020 318 чистую воду. [Александр Чудодеев. Расписание на завтра // «Итоги», 2003.02.04, НКРЯ]. Так называемый человек из народа, с которым я уже был хорошо знаком и которого сердечно любил за мягкий характер и чудные стихи раннего рево- люционного периода, истинно пролетарские, без подделки; поэзия чистой во- ды: яркая, весенняя, как бы вечно первомайская. [В. П. Катаев. Алмазный мой венец (1975-1977), НКРЯ]. 3) Границу. Формирование символического значения основано на мифо- логических представлениях о воде, как границе между миром живых и миром мертвых. В свадебной народной лирике часто присутствует мотив встречи у воды или перехода через воду (реку, море), что означает символическую смерть жениха и невесты и их рождение в новом статусе (муж, жена). Во ручечку текучему / Свытекала вода чистая, / Не студеная – холодная. / Там Иванушка конечка поил, / А Марьюшка воду набирала ; По тому по синю морю / Там лежала жердочка, / Жердочка еловая, / Гибкая сосновая. / По той жердочке никто не хаживал. / Шел, перешел Яков Федорович, / Вел, перевел Натальюшку [1, с. 318]. Водой не разольешь / не разлить; не разлей вода – невозможность разру- шить дружбу, хорошие взаимоотношения между людьми [невозможность уста- новить границу]. И хотя разница в возрасте между ними была такая, что мне только ру- кой хотелось махнуть, но зажили они с Надей – не разлить водой. [Б. Б. Вахтин. Надежда Платоновна Горюнова (1980), НКРЯ]. 4) Чужое опасное пространство. Формирование символического значе- ния основано на общеславянских представлениях о том, что в воде обитают черти и другая нечистая сила. Где вода, там и беда. От воды всегда жди беды. Всегда жди беды от большой воды. Где много воды, там жди беды. Где вода, тут и беда. Путь во- дою проходит бедою. Пришла беда, разлилась вода: переехать нельзя, а сто- ять не велят. Черт огня боится, а в воде селится. Водяной – демонологиче- ский персонаж, обитающий в воде. Петр во всех взорах читал TоT древний страх воды, с которым тщетно боролся всю жизнь: «жди горя с моря, беды от воды; где вода, там и беда; и царь воды не уймет». [Д. С. Мережковский. Петр и Алексей (1905), НКРЯ]. 5) Пространство небытия. Формирование символического значения ос- новано на фольклорно-мифологической ассоциации воды и потустороннего пространства. Концы в воду. Только и ходу, что из ворот да в воду. С водою уплыло. По воде пошло. Что прошло, в воду ушло. Все беды пропадут, в воду уйдут. Вода в землю, тоска в воду [заговор]. Бежали овцы по калинову мосту, увидали зорю, пометались в воду [загадка]. Сколько меня соседи ни обижали, сколько убытку ни делали, я ни на кого не бил челом, а всякий убыток, чем за ним ходить, сдеру с своих же крестьян, так и концы в воду. [Д. И. Фонвизин. Недоросль (1782), НКРЯ].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=