Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2020 310 к узнаваемому «для двоих» паттерну. Такой образ во многом напоминает «кар- тины» постапокалиптического будущего, где заново формируются межлич- ностные отношения и где невозможно построить унифицированную утопию для всех. Сквозной идеей здесь выступает реконструкция утерянной интим- ности – между человеком и природой (Космосом, Вселенной), богом, между человеком и Другим. «Атомизация» предлагает возможность возвращения к ар- хаическим типам трансляции знания, с тем лишь условием, что педагог (наставник) выступает навигатором в таком «островном» плавании в море раз- розненных островов. Собственно, на наш взгляд, задача сводится к работе по формированию среды, способствующей укреплению (развитию) мотивов, связанных с содер- жанием самой учебной деятельности, к которой относятся «чистый» (природ- ный) познавательный интерес, стимулирующий интеллектуальную активность, которая, в свою очередь, позволяет овладевать новыми умениями и навыками и их творческому использованию. Мотивы же, все так же связанные с познава- тельной активностью, но имеющие под собой основания социального плана, педагог так же должен учитывать, однако приоритет отдавать мотивам, стиму- лирующим чистый познавательный интерес. Если и вести речь о стимулирова- нии соревновательного духа, то это возможно представить лишь как «соревно- вание с самим собой». В данном случае, нам будет близка точка зрения бихевиористов, в частнос- ти подход Э. Берна, полагавшего, что становление личности зависит от внеш- них факторов воспитания в детстве. В этом смысле отстаивание ценности неза- висимого (незаинтересованного) познания требует от педагога сведения к ми- нимуму внешних ориентиров на которые мог бы и, как правило, обращает вни- мание ребенок. На первый взгляд это может показаться парадоксальным. Под этим внешним ориентиром мы подразумеваем в первую очередь некий «авто- ритетный» источник оценки: педагог/родитель (родители), социальная оценка и т. п. Таким образом, мы ведем речь о соблюдении дистанции, позволяющей ребенку осуществлять самостоятельный выбор в решении тех или иных позна- вательных задач (из спектра предложенных) – выбор сферы интересов. В ре- зультате ребенок становится активным участником познавательного процесса, формирует представление об ответственности за свой выбор и, что очень важ- но, ответственность не предстает в качестве угрозы [7, с. 12], а именно осозна- ется – ответственность представляется не наказанием, которого следует избе- жать («уйти от ответственности»), а предполагает осмысление процесса позна- ния и его результатов. Литература 1. Выготский, Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. – М.: Изд-во «Смысл»; Изд-во «Эксмо», 2005. 2. Маркова, А. К. Формирование интересов и мотивов учебной деятель- ности / А. К. Маркова. – М.: Просвещение, 1990.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=