Университет XXI века: научное измерение

Философия, культура и этика в современном мире 305 тов. Опыт философии одиночества и общения». «Дух и реальность» и др., был приверженником христианства и за ответами на интересующие его вопросы об- ращался к религии. Мыслитель полагал, что только христианство способно спа- сти людей от злодеяния. «Человек существо «разорванное», [1] противоречи- вое, принадлежащее двум царствам – царству Духа и царству Кесаря». Стоит отметить, что изначально в работах философа не была выделена проблематика добра и зла, хотя «острое ощущение царящего в мире зла» [2, с. 24] было харак- терно для Бердяева всегда. В процессе философского творчества начинается очень четко прослеживаться представления о данных понятиях. Н. Бердяев стремился исследовать добро и зло само по себе, понять их природу и смысл существования. Определённо можно сказать, что Ф. Ницше критиковал христианскую мо- раль поскольку считал, невозможным требовать соблюдения одинаковых пра- вил от сильной, цельной, свободной личности и смиренного, послушного «хри- стианского евнуха». Идеал ницшеанского человека – это сверхчеловек как ре- зультат духовного совершенствования и восхождения личности. Представления о добре и зле немецкого философа не ограничиваются только отрицанием хри- стианской морали, они воплощены в процесс борьбы с человеческой слабостью и покорностью. Зло проявляется в человеке тогда, когда он отделяется от Бога, перестает в него верить, ведь начинаешь чувствовать себя свободным. Поэтому многие философы считали, что свобода подталкивает человека на совершение зла. Н. Бердяев отвергает эту классическую концепцию. В его книге «О назначе- нии человека. Опыт парадоксальной этики» в главе 2 «Происхождение добра и зла» мыслитель подходит к вопросу о различии добра и зла через теодицею – оправдание Бога. В своем богооправдании он исходит из идеи о «меониче- ской» свободе, существующей «предвечно», до творения Богом бытия. Человек, согласно Бердяеву, есть «дитя Бога и меона». Бог создает человека, но не его свободу: «Меоническая свобода согласилась на акт творения, небытие стало свободно бытием» [1, с. 76]. Из всего сказанного следует, что зло произошло не по вине Бога. Н. А. Бердяев отмечает, что каждый человек склонен видеть зло во вне, ис- ключительно в других людях, но только не в себе. Узреть зло в самом себе, за- дача не из легких, которую предстоит преодолеть личности. Истинно духовная направленность борьбы со Злом состоит «в вере в силу добра более чем в силу Зла» [1, с. 125] Добрые чувства приумножают силы добра в мире, а злые - уни- чтожают мир личности. Каждому из нас необходимо изгонять зло из души, по- скольку отрицательная категория поступков индивида, проявляется в таких негативных деяниях как обман, подлость, оскорбление, жестокость и др. У Фридриха Ницше иная точка зрения: «Должно отплачивать за добро и за зло, но почему именно тому лицу, которое нам сделало добро или зло?» [4, с. 138]. Каждая из характеристик деяния не должна оставаться неоцененной и если по отношению к тебе совершили положительный поступок, почему бы и не ответить взаимностью или наоборот, плохой поступок – не стоит оставлять это в стороне. Однако, Ф. Ницше задавался вопросом, почему стоит отплачи-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=