Университет XXI века: научное измерение
«Университет XXI века: научное измерение» – 2020 304 Н. Л. Богомазова, М. А. Казеннов, К. А. Комиссарова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого КОНЦЕПЦИИ ДОБРА И ЗЛА В ФИЛОСОФИИ Н. А. БЕРДЯЕВА И Ф. В. НИЦШЕ Аннотация. В статье рассматриваются концепции добра и зла в философии Н. А. Бердяе- ва, русского религиозного и политического философа, представителя русского экзистенциа- лизма и персонализма («О назначении человека», «Кошмар злого добра») и Ф. В. Ницше, немецкого мыслителя, классического филолога («По ту сторону добра и зла», «Так говорил Заратустра»). Анализируются противоположные мнения ключевых фигур, тесная связь при- веденных понятий с религией и свободой, а также, опираясь на рассуждения философов, определяется современный человек по отношению к той или иной морали. Ключевые слова: добро, зло, свобода, религия, Бог, мораль, бытие, «сверхчеловек», идеология. С момента появления человека как «человека разумного» и до наших дней, мы постоянно погружены в дилемму «добра и зла», а также выбора свободной воли и принятия решения, что «правильно», а что «неправильно». Люди не все- гда понимают, когда поступает «плохо», а когда «хорошо». Ещё в V в. до н. э. Сократ говорил: «Люди поступают дурно только потому, что не знают, что счи- тать добром, а что – злом». Николай Александрович Бердяев и Фридрих Вильгельм Ницше рассматри- вали проблему добра и зла выдвигая полярно разные концепции. Исследуя тру- ды мыслителей можно обнаружить абсолютно противоположные точки зрения на эти понятия, включая отношение к Богу и к религии в целом. Философы размышляли о том, каким парадоксальным образом мир добра и мир зла соеди- няются в человеке. В труде «По ту сторону добра и зла» Ф. Ницше указывал на источник добра и зла, который содержится в душах господствующих классов. Положи- тельную оценку философ дает только тем, кто бывает истинно благодарным и истинно мстительным, то есть тот, кто в состоянии отплачивать добром за добро и злом за зло, а отрицательную – кто бессилен и не может совершать возмездия. И в зависимости от своих личностных качеств человек принадлежит к общине или бессильной толпе. «Великий независимый дух, желание оста- ваться одиноким, великий разум кажутся уже опасными; всё, что возвышает отдельную личность над стадом и причиняет страх ближнему, называется от- ныне злым, умеренный, скромный, приспособляющийся, нивелирующий образ мыслей, посредственность вожделений получают моральное значение и про- славляются» [4, с. 202]. Н. Бердяев в своих философских размышлениях, изложенных в таких тру- дах как: «Философия свободного духа. Проблематика и апология христиан- ства», «О назначении человека. Опыт парадоксальной этики», «Я и мир объек-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=