Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2020 296 И. Ю. Реброва, Ю. В. Стоянова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ СИМУЛЯЦИЙ В ФИЗИЧЕСКОМ ЛАБОРАТОРНОМ ПРАКТИКУМЕ 1 Аннотация. В данной статье рассмотрены некоторые вопросы применения интерак- тивных компьютерных симуляций в физическом лабораторном практикуме как эффективно- го инструмента в условиях дистанционного обучения. Ключевые слова: лабораторный практикум, дистанционные технологии, электронное обучение. В условиях частичного перехода на дистанционное обучение IT-техноло- гии становятся не только дополнительным инструментом взаимодействия меж- ду педагогом и учащимся, но и необходимостью. Сегодня, в первой половине 2020 года, рядовой учитель находится как никогда в стрессовой ситуации. Сколько бы ни действовало интернет-сервисов для дистанционного обучения, российские школы к нему не готовы. Что же делать учителю физики в условиях, когда на лабораторную работу, на демонстрацию физических явлений и процессов уделяется столько времени в учебном плане, что он лишен возможности продемонстрировать их учащимся? Конечно, на помощь приходят видеоматериалы, иллюстрирующие вышепере- численное. Но исследовательская составляющая лабораторной работы при прос- мотре видеоролика напрочь отсутствует. Это пассивный вид обучения. Ученик не задает вопросы, он поглощает информацию в готовом виде, представленном ему автором ролика субъективно, и вряд ли ее эффективно усваивает. Но не стоит забывать, что каждый вызов – это возможность. Так и в обра- зовании в данный момент. Наряду с большим стрессом российское образование получило и большие возможности развития. До недавнего времени считалось, что эксперимент и теория являются дву- мя взаимодополняющими путями в постижении науки. Однако в последние го- ды в качестве альтернативы этим путям появился третий путь – метод компью- терного моделирования [2]. Примером такого инструмента могут стать симуля- ции PhET, которые в настоящее время широко используются в преподавании физики и химии. PhET предоставляет бесплатные, интерактивные, основанные на исследованиях научные симуляции для преподавания и изучения естествен- ных наук. Разработчики тщательно тестируют и оценивают каждую симуляцию для обеспечения эффективности обучения. Симуляции написаны на Java, Flash или HTML5 и могут быть запущены онлайн из браузера или загружены на пер- сональный компьютер. Все симуляции с открытым исходным кодом [5]. 1 Работа выполнена при финансовой поддержке гранта Правительства Тульской области в сфере науки и техники 2020 г. по договору ДС/158 от 29.10.2020 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=