Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2020 274 младшим сыном в одной видной языческой семье. Два его старших брата тоже были учителями и убежденными язычниками. Однако другой их брат Афанасий принял христианство, что вызвало в семье страшную озабоченность. Чтобы не допустить влияния христианства на младшего брата, старшие братья послали Паралия учиться к Гораполлону, слава о котором видимо уже достаточно ши- роко разнеслась по империи, как о выдающемся учителе языческой религии. Надо сказать, что после этого вначале все происходило, как и планировалось. Захария говорит, что в отношениях с Гораполлоном язычество Паралия просто расцвело (Zachar. Vit. Sev., 14–15). При этом он чрезвычайно ревностно отно- сился к языческим жертвоприношениям, в которых принимал участие вместе со своим учителем. Тем не менее, такая идиллия продолжалась, только до опреде- ленного времени. Встреча со своим братом христианином и первый же диспут с христианским богословом Стефаном, сразу же посеяли сомнения в душе Пара- лия (Zachar. Vit. Sev., 16). Стефан же весьма достойно вышел из дискуссии с языческими учителями школы Гораполлоном, Гераиском, Асклепиодотом, Аммонием и Исидором [7, р. 34]. В последующие дни Паралий общался еще с несколькими видными фило- софами. Однако, окончательный переворот в его сознании, случился после то- го, когда он раскусил обман верующих, происходивший в святилище Исиды. Недостоверная информация, в том числе и о якобы творившихся здесь чудесах, исходила от местных жрецов, что сильно возмутило Паралия. В конечном ито- ге, вернувшись в школу он начал поносить святилище Исиды, и говорить оскорбительные речи, направленные против других языческих богов (Zachar. Vit. Sev., 20–21) [1, с. 204–205; 9, р. 11 ff.]. За это строптивый ученик был жестоко избит студентами– язычниками. Из рук обезумевших людей, его спасли друзья, сумевшие вырвать его из толпы. Христиане Александрии, в ответ на такую, по их мнению, провокацию, посчи- тали необходимым подготовить достойный ответ, но в рамках закона. Приду- мав позорную кличку руководителю школы – Психаполлон (Zachar. Vit. Sev., 20–21), последнего обвинили в организации данного преступления, после чего Гораполлону пришлось бежать [1, с. 206]. Правда, вскоре, надеясь на то, что страсти по происшествию уже улеглись, он вернулся. Тем не менее, почти сразу же, он вновь попал в водоворот опасных политических событий, связанных с подавления мятежа Илла в 484 году и активным поиском возмутителей спо- койствия по всей империи. Под предлогом соблюдения законности, власти начали громить и христианизировать языческие школы. Гораполлон был арес- тован и подвергнут пыткам (Damasc. Fr., 314). Какое ему было определено наказание, неизвестно, однако после всех этих событий он продолжал свободно руководить своей школой еще не менее семи лет, видимо вплоть до своей смер- ти [1, с. 207–208]. Последние же годы жизни Гораполлона, были омрачены еще и семейным разладом. На его родовое имение, перешедшее к нему в наследство после смер- ти отца, стала претендовать его жена. Более того, в то время когда Гораполлон находился в Александрии (возможно, это случилось в период пребывания фи- лософа в тюрьме [6, р. 21]), она вместе со своим любовником, ограбила данное

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=