Университет XXI века: научное измерение

Исторические исследования и право 273 С. В. Ярцев, В. Г. Зубарев Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОРАПОЛЛОНА В АЛЕКСАНДРИИ И ПРОЦЕСС ХРИСТИАНИЗАЦИИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ РАННЕЙ ВИЗАНТИИ Аннотация. Статья посвящена сложной теме ранневизантийского высшего образова- ния на примере деятельности языческой школы Гораполлона в Александрии. Ключевой про- блемой исследования является переход Гораполлона в христианство и последующая воз- можная христианизация его школы. К известным версиям на этот счет авторы добавляют но- вую гипотезу о религиозном факторе, который, по их мнению, и сыграл ключевую роль в принятии Гораполлоном христианства. Ключевые слова: Византийская империя, позднеантичный период, континуитет, Го- рапполон, высшее образование, христианство, неоплатонизм. Флавий Гораполлон Младший родился в одном из городов Византийской империи нома Панополя в Фиваиде в эпоху правления византийского импера- тора Зенона (474–475, 476–491 гг.) (Suid., 159) [1, с. 201]. Отец его был не бед- ным человеком. Он владел родовым имением и являлся, по тем временам, до- статочно образованным философом [8, р. 163–195]. Именно от него, по- видимому, Гораполлон и получил достойное домашнее образование (Pap., I, 14– 15). Во всяком случае, источники, не случайно называют Гораполлона филосо- фом (Pap., I, 1; II, 24; Zachar. Vit. Sev., 16) и грамматиком (Zachar. Vit. Sev., 20, 22, 23). Преподавательская деятельность Гораполлона связывается источника- ми со школой в Александрии (Pap., I, 12ff., 29; Zachar. Vit. Sev., 20). При этом иногда в сочинениях она называется школой Гораполлона. Это следует, напри- мер, из сообщения, что Гермий, ученик Сириана, учившийся в Афинах одно- временно с Проклом, основал по возвращении на родину в риторической школе Гораполлона кафедру платоновской философии [1, с. 202]. Очевидно, что упомянутая школа Гораполлона, вначале принадлежала его отцу и дяде, после смерти которых он и стал ее схолархом. Все это свидетель- ствует о достаточно свободном получении языческого религиозного образова- ния в Византии в конце V в., что, безусловно, является характерной чертой позднего периода в истории античной цивилизации. При этом заметим, что для учебы в своей школе философ Гораполлон, вполне открыто отбирал студентов, лояльно относившихся к язычеству, и даже участвовал вместе с ними в языче- ских ритуалах (Zachar. Vit. Sev., 15). Тем не менее, известно, что буквально за короткий срок, Гораполлон и, по- видимому, его школа, перешли в христианство. Очевидно, этому могли способ- ствовать некоторые обстоятельства, по которым до сих пор нет единой точки зрения [6, р. 21; 10, р. 204–231;1, с. 209]. Вначале произошла довольно непри- ятная история, связанная с вновь прибывшим студентом Паралием. Он был

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=