Университет XXI века: научное измерение

Исторические исследования и право 271 Е. Г. Тронина Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ИДЕИ Б. Н. ЧИЧЕРИНА (1828–1904 гг.) Аннотация. В статье автор обращается к государственно-правовой теории выдающе- гося русского ученого – Бориса Николаевича Чичерина (1828–1904 гг.). Исследуются труды мыслителя, демонстрирующие идею соединения начала свободы с началом власти и закона. Автор поддерживает идею Б. Н. Чичерина о развитии и совершенствовании сферы прав и сво- бод, их гарантированности во всех областях общественных отношений, участия граждан в местном самоуправлении и решении государственных дел как одной их приоритетных це- лей развития государства, а также яркого показателя культурной зрелости самого общества. Ключевые слова: конституционно-правовое развитие, государство, права и свободы, народ, власть. Идея конституционализма в России формировалась на протяжении дли- тельного исторического периода, представляя нам заслуживающие пристально- го внимания концепции. Особый интерес вызывают труды одного из наиболее видных представителей государственной школы – Бориса Николаевича Чиче- рина (1828–1904 гг.). Самым эрудированным и всесторонне образованным из всех отечественных и, может быть, европейских исследователей считал его Вл. Соловьев, а Н. Бердяев отмечал особую роль Чичерина в глубинном обос- новании теории естественного права. Практически во всех трудах ученого зна- чительное место уделяется вопросам государственно-правового развития Рос- сии, в том числе соотношения прав и свобод личности и власти государства. Главная идея заключалась в примирении и соединении основополагающего для либерализма начала свободы с не менее значимым началом власти и закона. По мнению Б. Н. Чичерина, идеалом является сочетание интересов личности и гос- ударства, индивидуальной свободы и общего закона. «В начале общественной пользы заключается и удовлетворение личных целей, и осуществление высшего порядка, – пишет ученый. – Цель государства состоит, следовательно, в сочетании противоположных элементов, входящих в его состав, личного и общественного. Это и разумеют, когда целью государства ставят сочетание порядка и свободы» [1, с. 13]. Последняя же является неким идеалом, целью развития общества, корнем всякого, в том числе государственного, права, которое уже само по себе «есть именно определенная законом свобода и возможность действовать» [2, с. 13]. Ученый считал необходимым разделение двух областей государственной жизни – гражданской и политической. В первой должно господствовать фор- мальное правовое равенство и равенство всех перед законом, то есть имеет ме- сто личная свобода, вытекающая из природы человека как «разумно- нравственного существа», созданного «по образу и подобию Божьему». «Лич- ная свобода, – писал Б. Н. Чичерин, – состоит в праве человека распоряжаться

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=