Университет XXI века: научное измерение

Исторические исследования и право 269 Р. Пименов, В. Шейнис) выступали за ответственное перед парламентом прави- тельство и, в частности, отсутствие у президента права роспуска парламента. В ходе частых голосований в Верховном Совете проект Конституционной ко- миссии подвергался постоянным изменениям, предпринимались попытки до- стичь компромисса между противоборствующими политическими силами. Ито- гом эволюции проекта стали, например, пункты о многонациональном народе России как источнике власти, правах и свободах человека как высшей ценно- сти, верховенстве права, многообразии экономической деятельности, политиче- ском и идейном плюрализме, гражданском обществе. Однако закреплялось определенное неравенство субъектов федерации в пользу республик. Политическая ситуация в данный период характеризуется нагнетанием противостояния между президентом Б. Н. Ельциным и Съездом народных де- путатов как высшим законодательным органом. В декабре 1992 г. открытый конфликт становится фактором глубокого конституционного кризиса. Действо- вавшая на тот момент и напоминавшая лоскутное одеяло после многочислен- ных поправок Конституция СССР 1977 г. представляла весьма противоречивый документ, на нормы которого могли ссылаться как одни, так и другие полити- ческие силы. Таким образом, вопрос о создании новой конституции оказался в эпицентре политической борьбы. Появляются альтернативные проекты ком- мунистов (Ю. Слободкин), российского движения демократических реформ (Г. Попов, А. Собчак) и др. Получив в апреле 1993 года поддержку большин- ства населения на референдуме и обвинив депутатов в чрезмерных полномочи- ях и стремлении к узурпации власти, президент Ельцин предлагает в мае новый проект, отличный от вариантов Конституционной комиссии. В данном доку- менте, созданном, безусловно, на более высоком технико-юридическом уровне, главная роль в политической системе отводилась Президенту как властному арбитру. Таким образом, в условиях поляризации политических сил, которые лишь на словах пытались достичь компромисса, необходимо было разработать проект Конституции, способной стать мощным фактором интеграции россий- ского общества. Летом 1993 г. Президент созывает Конституционное совещание для дора- ботки своего проекта. Оно включало представителей федеральных и регио- нальных органов государственной власти, местного самоуправления, обще- ственных движений и организаций, предпринимателей. Проект Конституцион- ного Совещания содержал главы о конституционном строе, правах и свободах человека и гражданина, а Российская Федерация определялась как суверенное демократическое государство с республиканской формой правления. Закреп- лялся принцип равноправия субъектов. Были скорректированы полномо- чия Президента, усилены позиции Государственной Думы, Совета Федерации и Конституционного Суда. Не получив, как и ожидалось, поддержки законода- тельных органов регионов, 21 сентября 1993 г. Б. Н. Ельцин предпринял реши- тельный шаг, издав Указ «О поэтапной конституционной реформе» и Обраще- ние к гражданам России. Согласно указу, прекращалась деятельность Съезда народных депутатов как дискредитирующая сам принцип парламентаризма. Новым парламентом должно было стать Федеральное собрание, состоящее из

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=