Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2020 268 Курс на ускорение и кардинальную перестройку советской общественно- политической системы, провозглашенный в 1985 г. генсеком ЦК КПСС М. С. Горбачевым, сопровождался рядом решительных политических, социаль- ных и экономических шагов. Однако политическое руководство, не имевшее четкого представления об их конкретных целях, а главное – эффективных путях и методах реализации, вскоре столкнулось с крайне негативными последствия- ми данной политики во всех сферах общества, начиная с развала народного хо- зяйства и заканчивая мощной духовно-ценностной дезориентацией. Все это, в конечном счете, провоцировало серьезные угрозы государственно-террито- риальной целостности, а также международно-правовому статусу государства. В этих условиях были предприняты попытки приспособить действовавшие на тот момент Конституцию СССР 1977 г. и Конституцию РСФСР 1978 г. к ме- няющимся историческим обстоятельствам. С 1988 по 1992 гг. произведена це- лая серия решительных конституционных реформ. В частности, изменилась структура высших органов государственной власти (1988 г.), исключены нормы о руководящей и направляющей роли в политической системе КПСС, а позже – прекращена ее деятельность (1991 г.), закреплялись многопартийность, много- образие и равенство форм собственности, свобода хозяйственной деятельности, права и свободы человека и гражданина, учреждался пост Президента СССР, а затем – РСФСР (апрель 1991 г.), повысился статус союзных и автономных республик. Принятие Декларации о государственном суверенитете РСФСР 12 июня 1990 г. стало решительным переломным этапом процесса их суверени- зации. Явственно обозначилась историческая необходимость разработки новой Конституции, и тогда, в июне 1990 г., на II Съезде народных депутатов РСФСР была создана Конституционная комиссия, которую возглавил Б. Н. Ельцин, за- нимавший тогда пост председателя Верховного Совета РСФСР. После распада СССР в декабре 1991 г., бывшие союзные республики при- обрели государственную самостоятельность, изменилось наименование РСФСР как правопреемницы бывшего СССР: «Государство Российская Советская Фе- деративная Социалистическая Республика (РСФСР) впредь именовать Рос- сийская Федерация (Россия)» [1]. Оформлялся национально-территориаль- ный принцип формирования Российской Федерации, а заключенные 31 марта 1992 г. три федеративных договора разграничивали предметы ведения и полно- мочия между федерацией и ее субъектами. Закрепляется принцип разделения властей, причем как по горизонтали - между ветвями власти, так и по вертика- ли – между федерацией, регионами и местным самоуправлением. Вместе с тем укреплялся статус Президента, а также Конституционного Суда как высшего звена системы конституционного контроля. В это время работа Конституционной комиссии над проектом новой конс- титуции проходила в атмосфере резкого противостояния различных политиче- ских сил. Центром полемики стал вопрос о федеративном устройстве и соот- ношении федеральных властей. За более чем трехлетний период работы комис- сии предлагались разные варианты. Так, некоторые эксперты (рабочая группа В. Зорькина) были сторонниками президентской республики и статуса Прези- дента как главы исполнительной власти. Другая группа (депутаты Л. Волков,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=