Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2020 262 воспитательных учреждений закрытого типа (ст. 15); регламентация работы комиссий по делам несовершеннолетних и их прав и иных органов, определяю- щих характер содержания несовершеннолетних в специальных учебно-воспита- тельных учреждений закрытого типа, в том числе, управление в сфере образо- вания (ст. 11–14); основания и порядок помещения несовершеннолетних в спе- циальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа (ст. 26–31). Значительную роль в процессе ресоциализации несовершеннолетних, ос- тавшихся без родителей и находящихся в учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа представляют собой нормы Федерального закона «О дополни- тельных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [4], которые устанавливают гарантии обеспечения учащихся «бесплатным питанием, бесплатным комплектом одежды, обуви и мяг- ким инвентарем детей» за счет средств федерального бюджета (ч. 6–7, ст. 6). Дополнительные гарантии прав несовершеннолетних, находящихся в учеб- но-воспитательных учреждениях закрытого типа, устанавливаются Федераль- ным законом «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в мес- тах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» [5], который определяет особенности функцио- нирования общественной наблюдательной комиссии, призванной, осуществлять общественный контроль за обеспечением прав лиц, находящихся в местах при- нудительного содержания и оказывать материальную данным организациям. Иными федеральными законами в отношении несовершеннолетних лиц с делинквентным поведением определяются: принципы организации прохож- дения государственной итоговой аттестации лиц, находящихся в учебно- воспитательных учреждениях закрытого типа (п. 1, ч. 13, ст. 59 ФЗ «Об Образо- вании в Российской Федерации») [6]; порядок направления несовершеннолет- него, в отношении которого ведется судопроизводство по уголовному делу, в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа (ст. 432 УПК РФ) [7]; основания помещения несовершеннолетних лиц, осужденных к лише- нию свободы, в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого ти- па как альтернативной принудительной меры воспитательного воздействия (ч. 2, ст. 92 УК РФ) [8]. Помимо норм федерального законодательства, основные направления гос- ударственной политики в сфере защиты прав несовершеннолетних, находящих- ся в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа уста- навливают: 1) «Концепция развития до 2020 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе со- вершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которо- го наступает уголовная ответственность» [9]; 2) «Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на пе- риод до 2020 года» [10]. Первая концепция предполагает создание и развитие в России системы ме- диации, призванной, в том числе, создать благоприятные, гуманные и безопас- ные условия для полноценного развития и социализации (ресоциализации) де- тей всех возрастов и групп, характеризующихся делинквентным поведением,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=