Университет XXI века: научное измерение

Исторические исследования и право 261 О. В. Солопов Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗАКРЫТОГО ТИПА Аннотация. Статья посвящена выявлению и анализу нормативно-правовых основ дея- тельности учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, призванных организовывать процесс ресоциализации неблагополучных подростков. В работе представлен системный об- зор источников общего и специализированного характера по проблематике исследования. Ключевые слова: учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, ресоциализация, несовершеннолетние с делинквентным поведением, правовое регулирование. Подобно любому направлению общественно-полезной деятельности, прак- тика по ресоциализации несовершеннолетних с делинквентным поведением в учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа опирается на правовые регуляторы, содержащиеся в нормах российского законодательства. Прежде всего, принципы государственной политики и правового регулиро- вания общественных отношений, касающихся несовершеннолетних, формиру- ются на основе положения части 2 статьи 7 Конституции РФ [1], провозглаша- ющей государственную поддержку детства и обеспечивающей различные соци- альные гарантии для данной категории граждан. Более подробно, применительно к несовершеннолетним, находящимся в учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, данное положение рас- крывается в нормах федеральных законов . В соответствии со статьей 1 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» «дети, находящиеся в образовательных организациях для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведе- нием, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа)» относятся к категории детей, нахо- дящиеся в трудной жизненной ситуации [2]. Необходимость правовой защиты несовершеннолетних, находящихся в сложной жизненной ситуации определила содержание основных положений Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [3], к которым прежде всего относят- ся: перечень лиц в отношении которых необходимо проводится индивидуаль- ная профилактическая работа, в том числе лиц «вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа» (п. 12, ст. 5); порядок применения и меры взыскания к несовершеннолетним, находящимся в специ- альных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа (ст. 8.1); правовое регулирование организационных аспектов деятельности специальных учебно-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=