Университет XXI века: научное измерение

Исторические исследования и право 251 Д. А. Коломенцева Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Аннотация. На сегодня вопрос о цифровизации высшего образования находится в по- вестке как должностных лиц государства, так и общественности, поскольку данная пробле- матика затрагивает одну из важнейших составляющих социальной сферы жизни общества – образование. Массовое внедрение цифровых методов в организацию обучения системы высшего образования оказывает влияние, во-первых, на непосредственный процесс обуче- ния, во-вторых, на достижение компетенций, заявленных в ФГОС ВО. Являясь основным за- казчиком на высококвалифицированные кадры, государство закрепляет за собой если не ре- шающую, то значительную роль в правовом обеспечении цифрового образования в органи- зациях высшего образования. Ключевые слова: цифровое образование, цифровая образовательная среда, дистанци- онные образовательные технологии, правовая регламентация высшего образования. Цифровизация российского общества, на сегодняшний день, одна из прио- ритетных задач государства. В марте 2018 г. Президент РФ, Путин Владимир Владимирович, выступая на ежегодном послании Федеральному Собранию Российской Федерации заявил, что «с помощью передовых телекоммуникаций мы откроем нашим гражданам все возможности цифрового мира. И это не только современные сервисы, онлайн-образование, телемедицина, <…>. Но, кроме того, люди смогут создавать в цифровом пространстве научные, во- лонтерские команды, проектные группы, компании» [1]. Внедрение цифровых технологий в сферу образования, в том числе высшего, формирование обшир- ной базы онлайн-курсов, появление новых форм и методов взаимодействия между образовательной организацией и обучающимся и, как следствие, порож- дение новых форм образовательных правоотношений требует глубокой законо- дательной проработки. В системе высшего образования, правовая регламентация развития цифро- вых технологий начинает свой путь с федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Как основополагающий правовой акт в образова- тельной сфере, закон «Об образовании в РФ» определяет следующие термины (в контексте цифрового образования) «электронное обучение», «дистанцион- ные образовательные технологии». Так же документ устанавливает условия и ограничения применения электронного обучения и дистанционных образова- тельных, кроме того, в отмеченном нормативно-правовом акте закрепляется, что в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечиваю- щие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам [2, ст. 18].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=