Университет XXI века: научное измерение

Исторические исследования и право 249 Ранее оно было обозначено как деятельность, которая должна быть направлена на создание условий и развития личности на основе социокультурных и духов- но-нравственных ценностей. В редакции ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 31.07.2020 года в ст. 2 дополнено определение воспитания сле- дующим образом: «... формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколе- нию, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде » [3]. Данное дополнение позволяет не только расширить толкование понятия «воспитание», но и уточнить набор тех качеств, которые, по мнению законодателя, должны быть сформированы у детей. Основываясь на дополнении, можно предположить, что данные качества ранее не были заложе- ны в понятие «воспитание», несмотря на то, что охватывали широкий круг цен- ностей: социокультурных, духовно-нравственных, которые считаются нормой поведения человека. Новая редакция ст. 12 п.9.1 [3] и введенная ст. 12.1 [3] раскрывают требо- вания к реализации воспитания обучающихся. Каждая образовательная органи- зация обязана включать в образовательные программы примерную рабочую программу воспитания и примерный календарный план воспитательной рабо- ты. Данные нормы закрепляют равное положение воспитания и обучения при реализации образовательных программ как общеобразовательных, так и для среднего профессионального и высшего образования. Новшеством является то, что организации, реализующие программы высшего образования также, как и школы, должны будут ориентировать на примерные программы воспитатель- ной работы. Для школы была разработана уже не одна примерная программа воспитательной работы, последняя в 2020 году [4]. Для сферы высшего образо- вания такой программы ранее не было, она не разработана на законодательном уровне. В настоящее время воспитательная работа в ВУЗах ведется по создан- ному внутри организации плану воспитательной работы. В него включаются гражданско-патриотическое, культурно-эстетическое, спортивно-оздоровитель- ное воспитание. Так как отсутствует документ или нормы, закрепляющие структуру воспитательной работы, она проводится на основе сложившихся в учебном заведении традиций. Следует отметить ст. 87, в которой содержатся рекомендации по включе- нию дисциплины, направленной на получение обучающимися знаний об осно- вах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравст- венных принципах, об исторических и культурных традициях мировых рели- гий, которые охватывают не только систему школьного образования, но и про- фессионального. Образовательные программы, составленные на основе ФГОС ВО 3 ++ [5] содержат в себе базовую и вариативную части. Базовый блок дис- циплин обязателен для обучающихся, вариативный предполагает выбор сту- дентами определенного набора дисциплин, предложенных образовательной ор- ганизацией. Исходя из ст. 87, можно отметить, что образовательные организа- ции, реализующие основные образовательные программы высшего образова-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=