Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2020 248 А. С. Кабанова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Аннотация. Статья посвящена анализу изменений и дополнений нормативно-право- вых актов, регулирующих сферу образования. Особое внимание уделено введенному требо- ванию включать в основные образовательные программы планы воспитательной работы. Данные положения обязательны для исполнения как общеобразовательным организациям, так и для организациям, реализующим программы среднего профессионального и высшего образования. Ключевые слова: высшее образование, воспитательная работа, программа воспита- тельной работы, духовно-нравственное воспитание. Правовое регулирование в сфере образования призвано обеспечить реали- зацию права на образование, создать условия для развития системы образова- ния, защитить права и свободы образовательных правоотношений путем соз- дания и реформирования норм права. В связи с внесенными в 2020 году допол- нениями в основной закон страны, изменение претерпело и законодательство в сфере образования. Можно отметить общую тенденцию внесенных дополнений, касающихся непосредственно образования: закрепление основ для ведения воспитательной работы. Так, Конституция РФ [1] и Стратегия развития воспитания на период до 2025 года [2], принятая в 2015 г., в качестве приоритетных направлений гос- ударственной политики выделяют развитие детей. Ст. 67.1 Конституции РФ среди элементов развития личности выделяет воспитание подрастающего поко- ления, отмечает такие аспекты как духовное и нравственное развитие детей. Стратегия развития воспитания до 2025 года раскрывает политику государства в отношении процесса воспитания. Среди задач, которые призвана решить про- грамма, можно выделить: необходимость в формировании высокого уровня ду- ховно-нравственного развития, поддержку преемственности и непрерывности воспитания. Если ранее в документах отмечалась роль образования как основ- ного фактора развития детей, то в последние несколько лет большее внимание уделяется воспитанию. Можно отметить тенденцию к установлению равенства между приоритетностью процессов воспитания и обучения для полноценного развития личности. Основополагающим документом системы образования является Федераль- ный закон «Об образовании в Российской Федерации» [3]. Обращаясь к тексту закона, несложно подтвердить значимость такого понятия как воспитание. По- сле внесения изменений в Конституцию России, Федеральный закон также пре- терпел изменения. Новая редакция вносит уточнение в понятие «воспитание».

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=