Университет XXI века: научное измерение

Исторические исследования и право 237 В качестве примера можно привести опыт ТГПУ им. Л. Н. Толстого. В рамках проекта «Здоровое поколения – здоровая нация», была подготовлена программа развития туристско-краеведческой деятельности, направленная на оздоровление обучающихся, с целью формирования у них чувства гуманного отношения к людям и природе, сохранения и преумножения нравственных, культурных и исторических ценностей [9]. Также на базе университета, еще с 1997 года существует Туристско- краеведческий клуб «Искатель». Задачами центра являются: создание опти- мальных условий для раскрытия творческих способностей студентов, всесто- роннего и гармоничного развития личности; удовлетворения социально- культурных запросов и духовных потребностей студентов и сотрудников уни- верситета, формирование социокультурной среды университета; сохранение и преумножение нравственных и культурных ценностей в условиях современ- ной жизни [10]. В свою очередь школы спортивного туризма составляют программу своих занятий согласно положению Федерации спортивного туризма России по под- готовке кадров базового уровня [11]. Школа спортивного туризма в Туле ведет подготовку по пешеходному и велосипедному видам туризма. Все занятия бес- платные и проходят на базе молодёжного центра «Спектр». Деятельность школ спортивного туризма может реализовываться как общественными, так и ком- мерческими организациями. Цели деятельности данных организаций состоят в том, чтобы приобщать общество изучению основ организации самодеятельно- го туризма, участию в походах по родному краю и России. Ранее мы отмечали, что краеведение можно рассматривать как учебную дисциплину. Высшие учебные учреждения, реализующие подготовку студентов по направлениям, связанных с историей, культурой или туризмом, включают в образовательную программу дисциплины по краеведению. Например, в ТГПУ им. Л. Н. Толстого при подготовке кадров уровня бакалавр «Технология и организация международного и внутреннего ту- ризма» входит изучение дисциплин «Туристические ресурсы Тульского реги- она», «Лев Николаевич Толстой: художник и мыслитель». Уровень магистра- туры по направлению «Археологическое образование и охрана памятников историко-культурного наследия» входит изучение таких дисциплин как «Тульский край: история и современность», «Лев Николаевич Толстой: ху- дожник и мыслитель». Подводя итог всему вышесказанному, следует сказать, что краеведение яв- ляется комплексным явлением. Оно рассматривается в качестве гуманитарной науки, краеведческой деятельности и учебной дисциплины. Становление и раз- витие личности на всех этапах образования так или иначе соприкасается с крае- ведением в разных форматах. В школе нас знакомят с простыми знаниями о крае, где мы живем, проводят экскурсии в краеведческих музеях, для более наглядного представления истории своей малой родины. По мере взросления и освоения учебной деятельности в школе, мы узнаем из курса истории о более сложных и подробных исторических фактах, событиях, героях. При поступле- нии в вуз студентами могут быть выбраны профили подготовки по тем специ-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=