Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2020 236 Таким образом, проанализировав историю развития краеведения, мы мо- жем дать ему определение. Краеведение – это междисциплинарное научное направление, исследующее природные, географические, этнические, историче- ские и культурные характеристики конкретного региона (края), ознакомление с которыми способствует формированию в человеке духовно-нравственных и социально-культурных ценностей. Краеведение также является культурно-образовательной досуговой дея- тельностью. Данная деятельность направлена на организацию процесса озна- комления людей с культурными ценностями своего региона и представляет со- бой культурно-аксиологическую практику, выступающую в качестве практиче- ского средства развития культурных коммуникаций и ценностного обмена [4, с. 50]. Мы выделили три направления краеведческой культурно-образова- тельной деятельности, реализуемые в следующих сферах:  дополнительного образования на базе муниципальных учреждений;  туристско-краеведческих клубов на базе университетов;  школ спортивного туризма на базе общественных или коммерческих ор- ганизаций. Дополнительное образование детей регламентируется Федеральным зако- ном «Об образовании в Российской Федерации» [5] и требованиями Министер- ства образования и науки РФ «О примерных требованиях к программам допол- нительного образования детей» [6]. Главными задачами дополнительного обра- зования детей является приобщение обучающихся к общечеловеческим ценно- стям, расширение кругозора, развитие личности, накопление социального опы- та, улучшения коммуникативных навыков. Например, дополнительное образование и воспитание детей и подростков, проживающих в городе Тула, осуществляется Центром детско-юношеского ту- ризма и патриотического воспитания, в программы которого входит туристско- краеведческое направление [7]. В программу спортивного туризма входят: учебно-туристическая тропа, военно-патриотическая игра, муниципальные со- ревнования, первенство по спортивному туризму в закрытых помещениях, спортивный поход, туристические походы по памятным местам города. В крае- ведческое направление входят: викторины, игры-путешествия, краеведческие олимпиады, викторины, рабочие тетради по краеведению для начальных клас- сов, тематические семинары. Занятия с детьми в учреждении дополнительного образования способствуют воспитанию у обучающихся чувства патриотизма, гордости за наследие предков через красоту родного края, формированию здо- рового образа жизни и интереса к спорту. Деятельность туристско-краеведческих клубов на базе университетов реа- лизуется, опирается на приоритетные направления политики в Российской Фе- дерации. Приоритетные направления были определены в указе Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Феде- рации на период до 2024 года» [8]. Согласно указу, подчеркивается важность воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на осно- ве духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, истори- ческих и национально-культурных традиций.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=