Университет XXI века: научное измерение

Исторические исследования и право 235 О. О. Богатырева Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого КРАЕВЕДЕНИЕ КАК КОМПЛЕКСНОЕ ЯВЛЕНИЕ Аннотация. В данной статье понятие «краеведение» анализируется в трех аспектах, а именно как: междисциплинарное научное направление; культурно-образовательная досу- говая деятельность (культурно-аксиологическая практика); учебная дисциплина. Определя- ется место краеведения в системе гуманитарных наук. В качестве примера рассматривается развитие краеведения в Тульской области. Ключевые слова: краеведение, краеведческая деятельность, культурно-образовательная деятельность, дополнительное образование, туристско-краеведческие клубы, краеведение как наука, культурно-аксиологическая практика. Единого универсального понятия краеведения в настоящее время нет в си- лу того, что на разных этапах истории объект, предмет и сущность краеведения менялись. Понятие краеведения и история развития этой науки рассматривались в научных статьях таких авторов как Ж. Н. Шалимова «Краеведение: исто- рия и современность» [1], Д. Исламова «Сущность понятия «краеведение» [2], Н. А. Седельникова «Современное состояние и проблемы изучения истории об- ластного краеведения» [3]. Из этих источников мы узнаем, что в XVIII веке краеведение стало форми- роваться как научное знание, которое основывалось на собирании материаль- ных свидетельств местной истории и описании особенностей географического положения края. Особую роль сыграла тесная взаимосвязь краеведения с ака- демической и университетской наукой. Так в Петербургской академии наук у истоков становления краеведения стояли такие ученые как: В. Н. Татищев, М. В. Ломоносов, Г. Ф. Миллер. В тот период краеведение не имело определен- ного места в системе знаний, оно считалось историко-географическим описани- ем районов, а к середине XIX века составляло часть этнографии. К концу 1920-х годов в связи с политикой новой власти краеведение как область знаний не являлась приоритетной, а краеведческие музеи стали второ- степенными учреждениями культуры. Однако деятельность краеведческих му- зеев продолжала популяризировать научные знания и побуждать интерес насе- ления к своему краю. Подъем краеведческих научных исследований наступил в конце 1950– 1980-х годах, это было связано с тем, что после великой отечественной войны были подняты проблемы воссоздания в вузах исторических факультетов, изу- чения историко-культурных памятников и природных ресурсов страны. Со- бранные данные научно-краеведческих исследований осмыслялись, обобща- лись и публиковались. В 1980–1990-е годы краеведение стало самостоятельным направлением науки и учебной дисциплиной, появлялись научные работы ис- следователей, стремившихся к осмыслению исторического прошлого края.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=