Университет XXI века: научное измерение

Исторические исследования и право 229 можно отнести как к текстовому компоненту (пояснительные тексты), так и к наглядно-графическим иллюстрациям. Представленные в учебном пособии схемы выполняют скорее служебную функцию дополнения текста. Аппарат организации усвоения данного издания разработан слабо и вклю- чает в себя только вопросы и задания, в большинстве своем, рассчитанные на воспроизведение содержания параграфа (задания репродуктивного характера). Например, к параграфу 7 «Экономическая система советского общества» авто- ры предлагают следующие вопросы: 1. Что составляет основу экономической системы советского общества? 2. Почему государственная собственность явля- ется главной основой социалистической собственности? 3. Каково назначение личной собственности советских граждан? [2, с. 45]. Текст параграфа полно- стью отвечает на представленные вопросы. Однако к отдельным параграфам предлагаются задания по разработке со- общений на заданную тематику, например, «Подготовьте сообщение о гаранти- ях прав советских граждан» [2, с. 67] и др. Определенный интерес представля- ют задания, в которых находят отражение межпредметные связи, опора на со- циальный опыт, например, «Приведите примеры из жизни и литературы, пока- зывающие реальность прав советских граждан и формальный характер прав граждан буржуазных стран» [2, с. 67], «Что вы знаете о первом коммунистиче- ском субботнике, который был назван В.И. Лениным великим почином? Расскажите, как проводятся в нашей стране коммунистические субботники» [2, с. 71], «Как заботится наше государство об образовании граждан? Покажите это на примере вашего района» [2, с. 77], «Подберите из газет, журналов примеры национального гнета в странах капитала» [2, с. 97] и др. Эти задания можно от- нести к заданиям аналитико-синтетического характера и задания, направленные на формирование самостоятельных оценочных суждений. Кроме того, есть ситуационные правовые задачи, например, «Пятнадцати- летний школьник, обучаясь езде на подаренном ему велосипеде, заехал на тро- туар и упал, разбив при этом витрину магазина. Кто несет ответственность за причиненный ущерб?» [2, с. 140], «Семнадцатилетний юноша, работающий в мастерской, изготовил финский нож и подарил его своему другу – ученику Х класса, который носил этот нож в кармане. Установлена ли за такие действия уголовная ответственность и кто её должен нести?» [2, с. 164] и др. Аппарат ориентировки данного учебного пособия включает в себя введе- ние, заключение, оглавление и шрифтовые выделения. Таким образом, можно отметить, что «Основы советского государства и права» – это продукт своей эпохи, который решал поставленные перед ним государством задачи: формирование коммунистической личности, человека- труда, который уважает и ценит советское государство, предоставившее ему широкие права и свободы. Однако, учитывая тот факт, что методика обучения праву только начинала развиваться, методический компонент пособия (аппарат организации усвоения) был слабо сформирован.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=