Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология образования 21 свою деятельность на территории РФ. Речь идет о профессиональном сознании, определяющем способность в будущем успешно осуществлять свою професси- ональную деятельность в соответствии с реалиями экономики на современном этапе развития российского государства. Качество образования тесно связано с востребованностью выпускников на рынке труда, оценкой их компетентности потенциальными работодателями и, безусловно, зависит от качества обучения. Удовлетворение потребностей общества в таких кадрах требует также внедре- ния современной, инновационной системы образования, главным направлением которой и станет подготовка профессиональных кадров, использование инно- вационных педагогических проектов с применением современных инновацион- ных педагогических технологий. В свою очередь, качество обучения связывают с наличием потребительских свойств образовательной услуги, дающей возмож- ность удовлетворения определенного комплекса потребностей во всестороннем развитии обучающегося. Основными направлениями повышения качества высшего профессиональ- ного образования сегодня являются не только педагогическое мастерство, но и обеспечение качественного результата образования. Такие результаты выра- жаются в полученных знаниях и навыках, профессиональной готовности буду- щего выпускника к практической деятельности, его профессиональной компе- тентности. Повышению качества обучения, в соответствии со стандартами 3++, способствует также постоянный мониторинг всего учебного процесса, подра- зумевающий следующие процедуры: тестирование, наблюдение, изучение до- кументации, собеседование, диагностику, выполнение контрольных и курсовых работ, и некоторые другие. Одними из наиболее значимых элементов такого мониторинга являются: контроль результатов обучения обучающихся и конт- роль качества деятельности самих преподавателей. Анализ существующих, на сегодняшний день, нормативных документов, а также исследований в области качества образования, позволяет оценить все многообразие научных подходов к данному вопросу. По мнению И. А. Зимней и А. В. Хуторского: «Оценка качества системы управления образованием про- изводится на основе представлений об эталоне качества профессиональной подготовки и компетентностного подхода» [2, с. 137]. «Компетентность» (от латинского слова «competo» – подходить, соответст- вовать, добиваться) – это предъявляемые требования, установленные образцы, критерии и стандарты, в определенных областях деятельности и при решении типовых задач; наличие необходимых профессиональных знаний; способность целенаправленно добиваться высоких результатов и владеть текущей ситуа- цией в целом. Формирование профессиональной компетентности неразрывно связано с наличием принципов, технологий, факторов и подходов, позволяющих опре- делить, конкретизировать и систематизировать требования квалификационных характеристик, существующих в настоящее время, стандартов образования, компонентов профессиональной деятельности, значимых личностных качеств, интересов и способностей будущих выпускников [3, с. 168]. Использование компетентностного подхода в системе высшего профессионального образова-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=