Университет XXI века: научное измерение
Актуальные проблемы языкового образования. Лингвистические аспекты 193 зями с морфологией, синтаксисом и коммуникативно-речевыми свойствами ка- тегорий, разрядов, групп, к которым принадлежат лексические единицы, что позволяет говорить о «материальном лексикографическом воплощении всей языковой системы как системы систем» [2, с. 14]. Словарь рассматривается нами как источник знаний о национально-культурных особенностях народа изучаемого языка, поскольку в нём отражается «общественное сознание всей культурно-языковой общности, а также какой-либо группы членов этой общ- ности» [3, с. 217]. Презентация лексической единицы в контексте лексикографического ана- лиза предусматривает определённую последовательность действий, основу ко- торой составляет динамика логического следования от слова к тексту. Отметим, что логика движения от слова к тексту определяется действием обратным дей- ствию, лежащему в основе составления словарной статьи, поскольку заголо- вочные слова содержат в себе знания, присутствующие в общественном созна- нии носителя языка и свёрнутые до уровня слова. Лексикографирование слова объединяет в себе следующие действия: опре- деление его словообразовательных и морфологических свойств; знакомство с логико-предметным значением слова; исследование этимологии слова; иссле- дование механизмов сочетаемости слова; анализ примеров употребления слова в аутентичных текстах (включение текстовых фрагментов в словарную статью детерминировано принципом оправдательной цитаты); анализ примеров упо- требления слова в составе фразеологизмов, пословиц и поговорок; изучение ас- социативных связей слова. Приведём пример лексикографического анализа слова «пряник», которое в зависимости от сопоставляемого языка может быть отнесено к безэквива- лентной или частично эквивалентной лексике. При анализе данного слова было использовано шесть видов словарей: толковый, этимологический, лингвостра- новедческий, фразеологический, словарь русских поговорок, ассоциативный. Вид анализа Лингвистическая и экстралингвистическая информация морфологический имя существительное мужского рода единственного числа, неодушевлённое логико- предметный сладкое мягкое печенье в виде лепёшки или плоской фигурки этимологический образовано от пряный, восходящего к основе пьръ, использу- ющейся в пьпъръ – "перец" фактологический Пряники пекут из разных видов теста с обязательным добав- лением меда и пряностей: гвоздики, корицы, мяты, имбиря, цедры (измельченной корки) лимона или апельсина, отчего пряники и получили свое название. Разное сочетание пряностей придаёт этому виду печенья особый вкус и аромат. Пряники бывают большие и маленькие, на меду, на сахаре, с вареньем, с орехами и т.д. Некоторые пряники делают в специальных фигурных формах с забавными рисунками и шуточными надписями (так называемые печат- ные пряники).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=