Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2020 192 Б. В. Черенкова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЯЗЫКОВЫХ ЕДИНИЦ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ Аннотация. Статья посвящена вопросам лексикографического анализа языковых еди- ниц. Автор рассматривает особенности использования приёма лексикографического анализа языковых единиц с национально-культурной семантикой в иностранной аудитории, приво- дит примеры подобного анализа. Ключевые слова: лексикографический анализ, языковая единица, национально-куль- турная семантика. Лексикографический анализ рассматривается нами как методический при- ём, применяемый в обучении русскому языку как иностранному и направлен- ный на раскрытие морфологических, семантических и синтаксических характе- ристик слова, проявляющихся в процессе его функционирования в языке и ре- чи. В качестве предмета лексикографического анализа в практике обучения русскому языку иностранных учащихся нередко выступает лексика с нацио- нально-культурной семантикой, в том числе безэквивалентная и частично экви- валентная лексика. Слова данного типа не имеют устойчивых аналогов в дру- гих языках, поскольку обладают набором семантических признаков, определя- ющих понятия, закрепившиеся в одной культуре и отсутствующие в другой, сопоставляемой с нею. В практике преподавания русского языка как иностран- ного введение безэквивалентной или частично эквивалентной лексики осу- ществляется посредством описания словарного значения. Однако сформиро- ванное в результате подобного описания в сознании обучаемого лексическое понятие не является полным, поскольку не передаёт весь спектр значений, включённых в лексическую семантику слова. К тому же помимо лексического значения слово обладает значениями иного рода: морфологическим, синтакси- ческим, словообразовательным, так как лексические единицы «проецируют свои свойства в формирующееся предложение», и напротив, синтаксическая схема предложения реализуется «в согласовании со свойствами заполняющих её лексических единиц» [1, с. 181]. Приём лексикографического анализа позволяет обеспечить максимально полное описание языковой единицы посредством её лексикографирования, что предполагает всестороннее исследование словарных статей с целью изучения слова с точки зрения его формы, содержания и функциональности. Лексико- графический анализ по сути характеризуется разновекторностью, поскольку в качестве объекта исследования выступает не один словарь, а множество, что обеспечивает более полное восприятие лексической единицы. Лексикографиро- вание слова в учебных целях основывается на открытости лексической системы языка, функционирование которой обусловлено причинно-следственными свя-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=