Университет XXI века: научное измерение

Актуальные проблемы языкового образования. Лингвистические аспекты 185 Н. А. Хван Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого МЕЖДОМЕТНЫЕ РЕЧЕВЫЕ ЕДИНИЦЫ В ПРАГМАТИЧЕСКОМ И МЕТОДИЧЕСКОМ АСПЕКТАХ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФОНЕТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Аннотация. Статья посвящена проблемам функционирования междометных единиц в речи. Подчеркивается взаимосвязь между регулятивной функцией междометной речевой единицы и ее интонационной структурой. Обосновывается необходимость обучения пра- вильному просодическому оформлению междометных единиц в курсах практической фоне- тики английского языка. Ключевые слова: междометная речевая единица, регулятивно-прагматические функции междометных единиц, практическая фонетика английского языка, интонационная структура. Категориальный статус и свойства междометных не имеют однозначного толкования в научной среде. Тем не менее, распространенность таких единиц в естественной речи вызывает необходимость их изучения с точки зрения эмо- тивно-экспрессивного значения и выполняемой ими прагматической функции. Своеобразие междометных единиц различных языков обусловливает необхо- димость специально обучать изучающих иностранные языки особенностям употребления таких единиц. В процессе преподавания иностранных языков в вузе студенты знакомятся с иноязычными междометными единицами, когда учатся должным образом оформлять эмоциональное высказывание в рамках формирования лингвисти- ческой компетенции. По нашему мнению, специального изучения заслужива- ют также артикуляционное и просодическое оформление междометных еди- ниц, которому нужно уделять внимание в практических курсах фонетики анг- лийского языка. Прагматические свойства и роль междометных единиц как регуляторов ре- чевой коммуникации достаточно подробно описаны отечественными исследо- вателями в целом ряде диссертационных работ. Помимо общепризнанной функции непосредственно репрезентировать эмоцию, не называя ее, за междо- метными единицами признается способность как самостоятельно формировать иллокутивный акт (в этом случае их классифицируют как экспрессивы в терми- нологии Дж. Серля [1] или как волитивы), так и организовывать другие речевые действия. Так, С. Э. Максимова отмечает диалого-образующую и диалого-уп- равляющую функцию междометий, которые действуют как маркеры и операто- ры речевой коммуникации, и классифицирует регулятивные действия в диало- ге, которые осуществляются при помощи междометных единиц, сопровожда- ются оценочной деятельностью говорящего и обеспечивают реализацию ком- муникативных стратегий: они сигнализируют о мыслительной деятельности участника диалога, служат для привлечения внимания, побуждения собеседни-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=